Женитьба по Шариату

Дагестанцам приходится конфликтовать с родителями из-за свадеб

Мусульманская культура и жизнь по канонам ислама становятся в Дагестане все популярнее. Именно поэтому многие дагестанские пары сегодня выбирают свадебные церемонии по всем законам шариата — без музыки, танцев и алкоголя. Правда, далеко не все родители соглашаются с таким выбором.

Решение о женитьбе у родителей Абдулмалика Омарова вызвало море восторга. Наконец-то их младший сын станет семейным человеком. Но когда они узнали, что он категорически отказывается играть свадьбу по светским канонам, восторг сменился смятением. Малик твердо стоял на том, чтобы свадьба была по нормам шариата, то есть выпивка, музыка и танцы исключаются. Только никах и небольшое праздничное застолье.

Справка

Никах — исламская церемония венчания. На Никах присутствует не менее пяти человек: Мулла, который читает Никах, два свидетеля (оба — мужского пола), близкий родственник или отец жениха. Жених и невеста обязательно должны быть мусульманами и одежда на них должна быть свойственная нормам ислама.

Абдулмалик Омаров: Самым сложным было соблюсти все религиозные каноны и не испортить при этом отношения с родителями. А они привыкли к тому, что свадьбы — это возлияния, танцы, шум-гам, пьяные родственники, дерущиеся друг с другом, и все остальное. Но я, как мусульманин, не приемлю такого. Свадьба — это священная обязанность всех совершеннолетних мусульман. После нее начинается семейная жизнь. Глупо начинать ее с грехов. Всевышний ведь все видит.

Не найдя общий язык с родителями, Абдулмалик отказался от свадебного торжества вовсе. Он просто привел невесту в дом, поставил никах и накрыл маленький стол, чтобы оповестить близких о том, что теперь он женат. И таких случаев, когда родители не поддерживают исламской свадьбы, в Дагестане много. Однако бывает и такое, что вроде бы родители и против, но, понимая, что это свадьба сына, уступают.

Патимат Магомедова: Полностью согласна с отсутствием алкоголя на свадьбе. Это решает массу проблем — пьяные драки, разбитая посуда, приставания к девушкам и аварии на дорогах. Но все-таки это веселье. Растить более 20 лет своего сына, а потом даже не повеселиться на его свадьбе. Не знаю, мы по-другому воспитаны. Что плохого в танцах, тостах, песнях? Будет что вспомнить! Но мой сын решил, что всего этого веселья не должно быть. Что можно с этим поделать? Не портить же ему настроение.

Да, Дагестан — республика противоречий и контрастов. И эти противоречия везде — в государственной власти, в бытовом укладе, в традициях прошлого и нынешнего. Но главное противоречие — в контрасте религиозного и светского уклада жизни. Молодежь, как самая восприимчивая часть общества, естественно, находится в центре этих противоречий. И дагестанская свадьба — хороший пример, подтверждающий сказанное.

Свадьбы в Дагестане уже давно стали настоящим культурным феноменом, они поставлены на поток, превратившись в самостоятельную сферу бизнеса с большим оборотом капитала. Этот бизнес дал дорогу, а за ней и финансовую прибыль многим «талантам», будь то фотограф, певец, видеооператор, повар или тамада.

Очень распространена такая ситуация, когда молодые, как говорится, хотят «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться». Заявляют свадебную церемонию как мусульманскую, но потом включают «заднюю», оправдываясь, что «папа настаивает», «родственники не поймут». На таких половинчатых свадьбах есть и алкоголь, и музыка.

Экспертное мнение

Курбан Аскандаров, заместитель имама мечети, Махачкала : Мусульмане могут не совершать намаз, могут не носить хиджаб, но слово «баракат» (удача) — для них свято. Аллах проклинает спиртное, после такой свадьбы бараката не будет. Хотя в ответ можно услышать, что такие жесткие традиции от ваххабитов. Все это не так. Стоит только напомнить, сколько случаев с происшествиями и даже убийствами происходило именно из-за алкоголя. Сколько ненужных слов было сказано и сколько бездумных дел было сделано. В ответ часто слышу: «Мы знаем меру». Но человек не знает меры в плохом.

Асхабали Мурзаев: Я теперь обхожу стороной все запретные мероприятия. Недавно был на свадьбе друга, он организовал мавлид. Хоть на мавлидах присутствую не в первый раз, но каждое такое посещение отличается новыми ощущениями. В чтении принимают участие все присутствующие, у всех положительные эмоции, пьющих нет, никто никого не тянет танцевать, говорят самые лучшие пожелания в адрес молодоженов. Что может быть лучше этого?! Вот это можно назвать настоящим выражением радости.

Сыграть мусульманскую свадьбу, находя компромисс с современным стилем, очень трудно. Исламские торжества абсолютно самодостаточны, да и завораживающе красивы, так что они не нуждаются ни в каких компромиссах.

Многие мусульманские пары совершают обряд никах задолго до свадьбы. Бракосочетание чаще проходит в мечети, проводит его имам или мулла. Обязательно присутствие на мусульманской свадьбе двух свидетелей, желательно мужчин, и опекуна невесты. Во время церемонии служитель ислама читает четвертую суру Корана, в которой излагаются права и обязанности женщины в семье. От жениха требуется огласить размер дара невесте. Процесс бракосочетания строг и четко регламентирован, обряды как таковые отсутствуют. Все внимание в процессе церемонии приковано к Священному Писанию, к оглашению прав и обязанностей мужа и жены. Стороны, заключая договор, должны ознакомиться с его условиями. Свидетельство, выданное молодоженам после церемонии мусульманской свадьбы, считается официальным документом во многих странах.

Одежда молодоженов должна быть выдержана в рамках исламской морали. Европейские модели свадебных платьев невесте не подойдут. Да и белый цвет этого наряда вовсе не является для мусульман традиционным. Правда, общей свадебной моды для всех мусульман нет, наряд меняется в зависимости от национальности пары.

Экспертное мнение

Руслан Гереев, руководитель группы мониторинга молодежной среды Дагестана, эксперт по религиозно-политическому исламу Центра исламских исследований Северного Кавказа

— В Дагестане уже давно живут по нормам шариата. Когда случается какая-то конфликтная ситуация, то, чтобы ее разрешить, стороны идут не в полицию или суд — они идут в мечеть. И это та самая модель, которая пропагандируется салафитскими общинами… Молодежные джамааты ведут борьбу по очистке улиц от пивбаров, саун, проституции, салонов гадалок и шаманов. Улица подчиняется законам шариата — это уже сложилось.

 
По теме
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда