Магомед Ахмедов: «Открытие Театра поэзии – это большое событие для Дагестана и пример для всей России»

По инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова год назад в республике открылся Театр поэзии «От Пушкина до Гамзатова и…». Это событие в культурной среде республики восприняли с энтузиазмом. Перед театром поставлены задачи привлечь внимание общества к литературе, увеличить зрительский интерес к поэзии, возродить традиции поэтического исполнительства, а в перспективе – расширить культурные связи с другими регионами и популяризировать поэзию Дагестана за пределами республики.

В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» поэт и художественный руководитель Театра Магомед Ахмедов рассказал о проводимых в его стенах мероприятиях и поделился своим видением истории дагестанской поэзии.

– Уже прошел год с момента открытия Театра Поэзии в Махачкале, в котором Вы являетесь художественным руководителем. Какие мероприятия и встречи проводятся в театре?

– Открытие театра поэзии было очень большим событием для Дагестана и примером для всей России, так как в последние годы поэзия потеряла свою актуальность и великое назначение.

В стенах театра мы проводим встречи с интересными дагестанцами, с теми, кто является примером для подражания. Не обязательно, чтобы этот человек был поэтом, главное, чтобы он был интересным, образованным. К примеру, недавно состоялись встречи с руководителем Клуба любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» Мусой Гаджиевым, с директором и художественным руководителем театра «Камерный балет» Мусой Оздоевым и многими другими.

Раз в месяц проводятся тематические выставки на любые темы. Недавно состоялся показ картин о войне, селах, природе, экстремизме в лесу. На мой взгляд, живопись созвучна музыке и крайне важна для понимания поэзии.

– Какая работа проводится в театре по классическому репертуару?

– На данный момент Театр поэзии проводит большую работу по классическому репертуару. Проходят встречи с поэтами, которые читают свои поэтические дневники. На сцене они зачитывают стихи не только собственного сочинения, но и известных классиков, которые оказали какое-либо влияние на душу или на судьбу автора. Я сам недавно принимал участие в данном мероприятии и читал свой поэтический дневник.

В театре также востребованы моноспектакли таких произведений, как «Евгений Онегин», «Мцыри», «Полтава». Ставили спектакли также по Марине Цветаевой, Владимиру Высоцкому и по многим другим авторам русской литературы.

Также здесь проходят вечера памяти. Недавно вспоминали Булата Окуджаву и Фазу Алиеву. К годовщине ее смерти собираемся провести «Конкурс-фестиваль памяти Фазу Алиевой», где будет показан спектакль, посвященный этой великой поэтессе.

Также хотелось бы отметить, что к концу года все двенадцать театров Дагестана должны подготовить по одному поэтическому конкурсу, посвященному классикам. Также состоится конкурс на лучший спектакль  на национальных языках среди дагестанских театров.

– Чем, на Ваш взгляд, отличается литература Дагестана от других народов России?

– Дагестанцы никогда не скрывали своей любви к Родине, писали стихи о ней и, в отличие от других народов, они прямо выражали свою любовь. Фольклор Дагестана славился своими произведениями о мужестве и силе духа. У нас великолепные сказки, рассказы, легенды, фольклор и колыбельные.

К примеру, Омарла Батырай. Его любовные песни пронизаны не совсем характерным для горцев того времени человеческим отношением к женщине. Его поступки противоречили традиционному укладу общества горцев и воспринимались большинством его современников как вызов всему общественному мнению.

Старшины селения Урахи не любили поэта за его независимый характер, за любовные песни и запрещали ему петь. За каждую спетую песню на Батырая накладывался штраф в виде быка. Современники поэта рассказывают о случаях, когда люди в складчину покупали быка, чтобы иметь возможность послушать его песни.

Где еще вы видели, чтобы народ платил штраф за то, чтобы поэт пел песню? Это уникум в дагестанской литературе.

– Какие дагестанские поэты внесли большой вклад в развитие литераторы Дагестана?

– На мой взгляд, дагестанское творчество не уступает по своей значимости и красоте ни одной другой литературе мира.

Когда Сулейман Стальский, великий лезгинский поэт, отправился на первый съезд писателей, Максим Горький назвал его «Гомером 20-го века». Он был первым, кто вывел дагестанскую поэзию на всероссийский уровень. Поэзия Стальского стала символом того времени. Он был одним из немногих, о ком хорошо отзывались такие известные русские писатели, как Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Александр Фадеев и многие другие. Они дали очень большую оценку его творчеству.

Рассвет дагестанской поэзии выпал на 60-е годы прошлого века, когда Расул Гамзатов получил «Ленинскую премию» и выпустил сборник «Высокие звезды». Именно тогда о нашей литературе заговорили во всем мире. Помимо Расула Гамзатова, были такие выдающиеся писатели, как Ахмедхан Абу-Бакар, Фазу Алиева, Руслан Магомедов, Магомед Сулейманов, Алимирза Саидов, Магомед Атабаев, Муталиб Митаров и другие.

Поэзию в Дагестане всегда сравнивали с молитвой, они были взаимосвязаны. И многие дагестанские классики не получили всемирную известность лишь потому, что их не могли перевести на русский язык. Если бы Омарла Батырая перевели на все языки мира, он прозвучал бы не хуже Омара Хайяма или Махмуда из Кахаб-Росо. На мой взгляд, он писал стихи не хуже Петрарки.

Сколько в наших поэтах энергии, сколько мощи, таланта при том, что они не имели высшего образования! Они учились лишь выражать словами свежесть гор и пение рек, красоту горянок и отвагу джигитов, и это получалось у них лучше всего.


 
По теме
28 марта в Махачкале состоялся круглый стол на тему «Развитие и популяризация нематериального этнокультурного достояния Республики Дагестан» и заседание экспертного совета Министерства культуры РД по вопросам формировани
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда