Разделив ребят на пять направлений, они старались не мучать молодежь долгими лекциями, а вместе с ними шли в город – на улицы, рынок, вокзал – и пытались увидеть его, прочитать, переосмыслить. Журналисты опрашивали людей на улицах, художники собирали в разных частях города ставшие ненужными вещи и потом в мастерских составляли из них арт-объекты; фотографы и кинематографисты фиксировали ландшафты и портреты, цвета и формы; дизайнеры искали символы, с помощью которых можно сказать о Дербенте самое главное. Организаторы отмечают, что не ставили целью хвалить Дербент, а хотели его понять. Увидеть то, чем он может гордиться, и то, чего ему не хватает.
Ахмед Кадиев – фотограф. Помимо теоретических основ он учил ребят обращать внимание на детали и правильно фиксировать их на камеру. Видеть в повседневной жизни города то, что порой скрыто от глаз, подчеркнуть колорит и живость Дербента, его постоянное движение.
- В моей группе было 15 человек, работа с фотографией вызвала у них живой, неподдельный интерес. Проходя по улицам, они стали обращать внимание на все вокруг, их взгляд стал более сосредоточенным, - говорит фотограф.
Светлана Анохина предложила исследователям создавать виртуальные памятники. Ребята придумали памятник торговцу, смешной и гротескный, потому что в Дербенте множество торговых точек. На середине моста над железной дорогой они поставили бы скульптуру мальчика, по их мнению, символа пацанской тоски по приключениям. Еще была идея вернуть назад колесо обозрения, только в несколько раз больше и чтобы работало по ночам, как памятник детству и всему поражающему воображение. Придуманные ребятами тексты о памятниках вместе с картой, на которой обозначено, где они должны стоять, можно посмотреть на экспозиции в музее.
Одна из участниц Школы Гуля Магомедова оставила такой отзыв: «Мы почувствовали себя журналистами. Бегали по базару, доставая людей вопросами. Люди занимаются своим делом, а мы подходим к ним и пристаем с вопросом: «Что для вас значит счастье?» Вот один из ответов: «Вабабай, вабабай, идите опрашивайте молодых, им задавайте вопросы! Я уже старая, жизнь закончилась, 52 года. К тому же сейчас я не в настроении - продаю бананы под дождем!»
Пять дней пролетели очень быстро, ребята прощались со своими преподавателями со слезами на глазах. Осенняя школа исследователей – это только начало, уверяют организаторы. «Пока они изучали Дербент, мы изучали их и пытались понять, какие образовательные проекты им подойдут. В дальнейшем мы надеемся развернуть что-то более длительное и фундаментальное – это могут быть летний образовательный лагерь, проекты с участием жителей города, паблик-арт (искусство в городской среде). Одним словом, программы с участием дербентской молодежи и привлеченных специалистов. Мы не можем заменить собой школу, университет, но можем обучать, показывая новые возможности для самореализации, для правильного выбора профессии», – говорит куратор фонда «Пери» Андрей Рымарь. Выставку из работ участников под символичным названием «Ключи от Дербента» можно увидеть в музейном комплексе в течение месяца.