Делегация Буйнакского района приняла участие в подъеме самолета Ил-2 Героя Советского Союза Юсупа Акаева со дна Черного моря

Руководство Буйнакского района 28 июля встретило делегацию под руководством директора музея Боевой Славы имени Героя Советского Союза Юсупа Акаева, начальника штаба ТОКСа Буйнакского района Абдуллы Магомедова, которая 25 июля вечером выехала для участия в поднятии со дна Черного моря самолета Ил-2 в Таманский полуостров, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.

Абдулла Магомедов рассказал, что поисковикам, в том числе и нашим токсовцам, стало известно еще в прошлом году о том, что в Керченском проливе нашли самолет, которым осенью 1943 года управлял отважный летчик, выходец из Буйнакского района Юсуп Акаев.

«Тогда военные историки сообщили, что в Черном море, всего в 150 метрах от берега, во время исследований московские археологи обнаружили несколько таких самолетов, оставшихся в море со времен Великой Отечественной войны.

По сохранившимся бортовым номерам – 4057, удалось установить, что этим самолетом 8 ноября 1943 года управлял именно Юсуп Акаев. Вот так данная находка оказалась сенсационной. И тогда в штабе ТОКСа было принято решение – обязательно присутствовать во время поднятия самолета легендарного летчика», – сказал Магомедов.

В составе делегации были руководители токсовских отрядов Н-Дженгутайской, Эрпелинской, Халимбекаульской СОШ, Н-Казанищенского лицея и Н-Казанищенской СОШ №4, чьи инициативы поддержали командир Дагестанского ТОКСа, генерал-майор Омар Муртузалиев и администрация района.

Все работы на месте подъема самолета велись специалистами морской поисковой экспедиции министерства обороны России и военно-исторического общества. Штурмовик Ил-2, который пролежал в море более 70 лет, подняли с помощью вспомогательного судна КИЛ-158 Минобороны. Было задействовано также еще одно специальное судно с подъемным краном. Вместе с самолетом подняли и другие детали военной техники.

После экспедиции руководитель военно-поискового клуба «Долг» Александр Довбах рассказал, что это уже четвертый самолет такого типа, который был поднят со дна Черного моря. На фюзеляже самолета не видно особых повреждений, нет даже ни входных, ни выходных отверстий. Это говорит, скорее всего, о том, что повреждения были в хвостовой части, которая была сделана из дерева на данной модели самолета.

Поднятый самолет направили для ремонта в Севастополь. После необходимой реставрации самолет, по предварительным данным, будет доставлен на родину летчика, в Дагестан, как уникальный экспонат военной техники времен Великой Отечественной войны.

«Мы приложим все силы и возможности для этого. Боевые истребители данной модели широко использовались во всех фронтах войны. Во время боев они считались очень эффективными самолетами. Не зря же солдаты вермахта называли его «черной смертью». На таком самолете ежедневно совершал Юсуп Акаев несколько вылетов. Его подвиги – пример нам. И мы обязаны сохранить историческую память легендарного штурмовика и отважного летчика», – сказал Магомедов.

По архивным данным установлено, что 8 ноября 1943 года, когда штурмовик ушел на свое, как оказалось, последнее задание, его пилотировал Юсуп Акаев. В экипаж также входил воздушный стрелок Слепцов. Оба они выжили после крушения Ил-2 и до конца выполнили боевое задание.

Журнал боевых действий 47-го штурмового авиаполка 11-й авиадивизии Черноморского флота свидетельствует, что в тот день, 8 ноября 1943 года, Юсуп Акаев получил задание: на самолете Ил-2 бомбоштурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега Акаев произвел три захода по плавсредствам. Потоплено было два сторожевых катера и три повреждено. В этом бою самолет Акаева был подбит. Но он дотянул штурмовик до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду. Экипаж был спасен.

«Во время нашей поездки в Керчь один из членов экспедиции рассказывал, что они нашли описания о том, что некий матрос, сидя на берегу 8 ноября 1943 года, увидел, как упал самолет в воду в 500 метрах от берега. Он взял шлюпку и спас стрелка и командира. Им оказались Юсуп Акаев и Слепцов. И за это ему была вручена медаль «За отвагу».

В своем авиаполку Юсуп Акаев одним из первых освоил бомбометание с малых высот и первым применил метод топмачтового бомбометания. Мастера штурмовых ударов знал весь Черноморский флот. В ноябре 1943 года Ю. Акаеву, в двадцать лет уже назначенному командиром 2-й авиаэскадрильи, впервые доверили быть ведущим большой группы самолетов. Удивительные цифры: 36 раз он водил в небе Черноморья группы по 6, 12, 18 «Илов», добиваясь точного выполнения задания. И не было ни одного случая, чтобы он возвратился на аэродром, не выполнив задания», – резюмировал Магомедов.

 
По теме
Придорожная территория очищена - Карабудахкентский район ❗️ В ближайшие дни 450 детей из Белгородской области прибудут в РДОЦ "Солнечный берег", который находится на территории района.
Карабудахкентский район
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Ашуг, ставший легендой. - Город Кизилюрт Ашуг, ставший легендой. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ Майским днем 1869 года в ауле Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области в бедной крестьянской семье родился  мальчик – Сулейман Гасанбеков.
Город Кизилюрт
Поздравляем с днем рождения непоколебимого  патриота, доблестного  воина  Далгатова  Шаматилава - Сетевое издание Голос времени Автор: Зульмира Эфендиева Источник: Редакция "Голос времени" Сегодня празднует день рождения истинный герой и защитник Родины – Шаматилав Далгатов, человек, олицетворяющий отвагу,
Сетевое издание Голос времени