С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" . Таким образом у россиян появилась возможность оформить больничный лист в электронном виде. Цель данного нововведения – объединить информацию по листкам нетрудоспособности в единую базу, уйти от громоздкой системы хранения и обработки данных, снизить затраты работодателей, сэкономить бюджетные средства и, главное, время пациента и врача. Документ предусматривает возможность оформления больничных листов в электронном виде, на что гражданин дает свое письменное согласие.
Преимущества электронного больничного для граждан?
Ранее для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам гражданин, в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, должен был предъявить листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией на бумажном бланке.
С 1 июля 2017 года в медицинских учреждениях по письменному заявлению пациента больничный можно оформить в электронном виде. При этом после выхода на работу не нужно будет пере-
давать бумажный вариант документа ответственному сотруднику. То есть с введением электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН) гражданин перестанет быть «курьером» между работодателем и медицинским учреждением.
Если пациент получил в поликлинике бумажный вариант листка нетрудоспособности и работодатель нашел в нем ошибку, то сотрудник должен будет вернуться с этим листком в лечебное учреждение, для того чтобы исправить неточности или получить новый листок. При выписке электронного больничного подобная ситуация полностью исключается, так как проверка правильности заполнения документа происходит в электронной системе. Ошибки устраняются сразу. Это значительно экономит время как самих пациентов, так и врачей.
Кроме того, имея доступ к информации о выданных на его имя листках нетрудоспособности, гражданин в любой момент в личном кабинете на сайте «Личных кабинетов» Фонда социального страхования http:// cabinets.fss.ru сможет отслеживать данные о положенных, начисленных и выплаченных ему пособиях.
Процедура оформления больничного в электронном виде, в отличие от обычного бумажного варианта?
Гражданин обращается в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью. С его письменного согласия врач оформляет листок нетрудоспособности, формируя его в электронном виде. Реквизиты листка те же, что и в бумажном варианте. После окончания лечения оригинал листка не распечатывается и не выдается пациенту на руки, а размещается в информационной системе Фонда социального страхования в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью врача и медицинской организации. Пациенту врач передает только номер электронного листка нетрудоспособности, который необходимо сообщить работодателю. Работодатель, будучи участником системы информационного взаимодействия по обмену сведениями с ФСС РФ, в целях формирования электронного листка нетрудоспособности заполняет свою часть (сведения о страхователе, о застрахованном гражданине, сведения об исчислении ему пособия, среднем заработке, стаже работы и т.д.) в «Личном кабинете» страхователя и также заверяет листок усиленной квалифицированной электронной подписью. Документ фиксируется в информационной системе Фонда и служит основанием для перечисления пособия застрахованному лицу.
Надежность электронного больничного?
Формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа происходит в медицинской информационной системе, затем его данные сохраняются в информационной системе ФСС РФ. Работодатель получает доступ к сведениям электронного больничного своего сотрудника после закрытия листка, заполняет свою часть и снова сохраняет эту информацию в системе Фонда социального страхования. Электронный обмен сведениями о страховых случаях по временной нетрудоспособности и материнству осуществляется посредством электронного сервиса, разработанного ФСС РФ. За сохранность данных, таким образом, отвечает Фонд социального страхования, а в числе плюсов выбора электронного варианта — снятие ответственности с работника за сохранность документа.
Конфиденциальность ЭЛН?
В системе работы с электронным листком нетрудоспособности есть два канала обмена информацией. Первый — через использование медицинских информационных систем и информационных систем работодателя, которые через систему межведомственного взаимодействия будут выполнять обмен данными с информационной системой Фонда. Электронные сервисы системы межведомственного электронного взаимодействия будут гарантировать высокий уровень защищенности передаваемых данных.
Второй канал обмена информацией — это использование графических интерфейсов, то есть «Личных кабинетов», и автоматизированных рабочих мест медорганизации и работодателя, в составе которых используется криптопровайдер. Сведения передаются только в зашифрованном и подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью виде. Оба канала обеспечивают высокую защиту передаваемых данных.
Будущее бумажных больничных?
Перевод на электронное оформление листков нетрудоспособности в один момент осуществить невозможно, это очень трудоемкий процесс, который будет проходить постепенно. Он требует определенных затрат как со стороны медицинских учреждений, так и со стороны работодателей. С 1 июля 2017 года обе формы листка нетрудоспособности — в бумажном и электронном исполнении — имеют равную юридическую силу. Чем быстрее медицинские учреждения и работодатели будут подключаться к системе информационного взаимодействия, тем быстрее листки нетрудоспособности полностью перейдут в электронный вид.
Новация Фонда по этапной замене бумажных больничных электронными позволит сократить трудовые затраты на бумагу, на хранение бумажных бланков, сохранить время работников и работодателей, а также свести к минимуму фальсификацию документа и в том, что его получателю не понадобится по несколько раз ходить в поликлинику, чтобы исправить ошибки и листах, переоформлять их или выписывать новые в случае потери.