Рисковый потенциал

Рисковый потенциал
Фото: ndelo.ru
Дагестан не может минимизировать экономические угрозы для предпринимателей
Чтобы обеспечить экономический рост, необходимо привлекать в республику инвестиции для создания современных рабочих мест. Чтобы привлекать инвестиции, необходим благоприятный инвестиционный климат. Казалось бы, всем известная истина. Но только «климат» у нас все не улучшается, да и «осадков» в виде инвестиций не так уж и много. Хотя к нам чуть ли не каждую неделю приезжают «инвесторы» из разных стран, подписывают меморандумы. Последние на прошлой неделе прибыли из Ирана. Исследуя причины, приходим к выводу, что при сравнительно высоком инвестиционном потенциале республика не может избавиться от рисков, мешающих притоку капитала в регион.
В июне 2015 года была разработана «дорожная карта» по улучшению показателей Национального инвестиционного рейтинга. Функции «проектного офиса» (координатора) по формированию и реализации «дорожной карты» взяло на себя Агентство по предпринимательству и инвестициям РД. Но только в сентябре 2016 года был образован специализированный организационный штаб (проектный офис) по внедрению «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата в республике. Поэтому мы пока не знаем, по каким показателям достигнуто улучшение инвестиционного климата.

Ввиду отсутствия данных результатов работы от правительства РД проанализированы позиции Республики Дагестан в следующих российских и международных рейтингах:

— инвестиционный рейтинг регионов России «Эксперт РА»;

— рейтинг Национального рейтингового агентства;

— рейтинг Минэкономразвития России.

Инвестиционный рейтинг регионов России «Эксперт РА»

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2015 г., Республике Дагестан присвоен рейтинг «Низкий потенциал — экстремальный риск (3D)» (83-е место). При этом республика занимает 29-е место по критерию «Инвестиционный потенциал» и 83-е место по критерию «Инвестиционный риск» среди 85 субъектов Российской Федерации (2014 году — 81-е место).

Как видим, кроме экономического и экологических факторов риска республика занимает практически последние позиции в ранге составляющих рейтинга инвестиционного риска. Особенно красноречиво выглядит ранг риска криминальный — 85 (последнее место среди регионов России) — на фоне декларации о низком уровне преступности в республике по докладам главы РД и отчетам министра МВД РД, а также управленческий риск (79-е место), выступающий контрастным на фоне заявлений главы Дагестана о восстановлении управляемости в регионе. При этом динамика (изменение ранга риска) показала ухудшение инвестиционного риска в Республике Дагестан в 2015 году по сравнению с 2014 годом.

Но при этом еще раз отметим, что Республика Дагестан обладает довольно высоким инвестиционным потенциалом (29-е место в ранге среди регионов России). Из каких же составляющих складывается этот инвестиционный потенциал Дагестана?

Как видим, слабые места для республики — производственная, институциональная, инфраструктурная и туристическая сферы деятельности экономики. Причем динамика показывает, что не меняются ни институты развития, ни инфраструктура в производственной и туристической отраслях. Налицо нулевой результат деятельности профильных министерств и ведомств.

Рейтинг Национального рейтингового агентства

По итогам 2015 г. Республика Дагестан (73-е место) попала в восьмую группу из девяти — группу IC8 с низкой инвестиционной привлекательностью. При этом по рэнкингу (ранжированию) регионов по объему накопленных прямых иностранных инвестиций Дагестан занял 78-место, а по рэнкингу регионов по годовому притоку прямых иностранных инвестиций — 80-е место.

Рейтинг Минэкономразвития России

Рейтинг Минэкономразвития России создан по Указу президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. №1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». В данном рейтинге Республика Дагестан находится на 22-м месте среди субъектов, отнесенных к низкой группе, которая состоит из 27 регионов, и на 78-м месте среди всех субъектов РФ. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014/2015 Республика Дагестан заняла 71-е место, улучшив позицию на 9 пунктов (позиция 2013/2014 — 80-е место).


В 2015 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 231,1 млрд руб., однако темп не достиг уровня предыдущего года (102,1% против 105,2%), хотя сложился выше среднего значения за 2015 год в целом по РФ (104,8% против 91,6%). В то же время объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения отстает от среднероссийского уровня. По предварительным данным, за 2015 год значение показателя по республике ниже показателя в среднем по РФ в 1,3 раза (76,9 тыс. руб. против 99,4 тыс. рублей).

Отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к среднегодовой численности занятого населения в Республике Дагестан составляет 9,3% (это абсолютно низкий уровень, республика по этому показателю очень сильно отстает от всех субъектов федерации, в среднем по России — 27%). Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте также одна из самых низких среди регионов федерации — 12,7% (для сравнения, Чеченская Республика — 23,2%). Отсюда крайне низкая рентабельность проданных товаров в Дагестане — на уровне 1,3%. Из-за низкой добавленной стоимости в производимом в республике продукте ей практически уготовано место среди бедных регионов России. Хотя по диаграмме на рисунке видно, что дагестанец все больше догоняет рязанского мужика.

Меры и полумеры

Анализируя все эти рейтинги и сравнительные показатели развития Республики Дагестан, хочется отметить, что в республике не нашли использования лучшие практики других регионов.

Во-первых, не разработана и не принята Инвестиционная стратегия, которая должна определять все приоритеты региона: территории, отрасли, технологии опережающего развития, осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты. Во-вторых, не формируется ежегодный план создания инвестиционных объектов и необходимой инфраструктуры. В плане должно быть расписано буквально всё, и он должен быть опубликован на интернет-портале об инвестиционной деятельности региона с указанием планируемых объектов и сроков их создания. Туда же включаются принятые проекты развития.

Кроме того, должен быть принят нормативно-правовой акт, устанавливающий способы защиты инвесторов от ухудшения положения, от злоупотребления со стороны исполнительных органов власти региона; закон должен установить порядок обращения инвестора за помощью, а также формы налоговой и финансовой поддержки инвестиций. В принятом же в Дагестане законе об инвестиционной деятельности говорится лишь о льготах, которые предоставляются инвесторам. Субъект РФ должен помогать инвесторам в сопровождении всех инвестиционных проектов на всех стадиях. В некоторых регионах хорошо налажена прямая связь инвесторов с высшим должностным лицом республики для оперативного решения возникающих проблем.

Все вышеуказанные и иные лучшие практики внедрены в других регионах-лидерах. А у нас эти практики или вообще не реализованы, или находятся в зачаточном состоянии.

Как видно из данных Национального рейтингового агентства, бизнес-сообщество все еще низко оценивает деятельность органов власти по лицензированию отдельных видов деятельности. Так, можно отметить излишнюю забюрократизированность процедур получения разрешения на строительство, лицензии на производство вина и виноматериалов на региональном уровне и т.д.

Другой фактор, на который обращают внимание эксперты, в том числе из Министерства экономического развития РФ, это все еще низкая эффективность механизма государственно-частного партнерства в Дагестане.

С запуском нового инвестиционного портала Республики Дагестан повысилась оценка качества информационной поддержки инвесторов и бизнеса. Но на инвестиционном портале инвестор не может получить всей необходимой информации об инвестиционном потенциале региона, в том числе воспользоваться новыми сервисами, к примеру «Калькулятором инвестора» и рассчитать возможный объем господдержки.

Несмотря на некоторые подвижки в развитии малого предпринимательства, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки необходимо улучшить. Очень низкой остается доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках в общем числе занятых на малых предприятиях. Снизилась оценка консультационных и образовательных услуг, оказываемых организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Снижается оценка бизнесом доступности кредитных ресурсов.

И последняя, одна из самых сложных задач, касалась формирования системы поддержки и активизации инвестиционных процессов на уровне муниципалитетов.

Министерство экономики и территориального развития все еще не подготовило Муниципальный инвестиционный стандарт Республики Дагестан, разработанный на основе «Атласа муниципальных практик» Агентства стратегических инициатив. Реализация стандарта позволила бы значительно облегчить работу инвесторов в районах.

Необходимо также готовить Региональный инвестиционный рейтинг. Целью его станет по аналогии с Национальным инвестиционным рейтингом субъектов стимулирование муниципалитетов к поиску и внедрению лучших практик по улучшению бизнес-среды.

Автор : Халил Халилов, Рамазан Раджабов

 
По теме
Вряд ли кто станет отрицать, что нынешние президентские выборы в нашей стране были особенными.
На заседании фракции «Единая Россия», под председательством руководителя фракции Заура Аскендерова депутаты обсудили повестку дня тридцать первой сессии Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва.
Заседание фракции «Единая Россия» - Народное Собрание Сегодня, 27 марта, состоялось заседание фракции «Единая Россия», которое вел Председатель Народного Собрания РД, руководитель фракции Заур Аскендеров.
Народное Собрание
Нажмите, чтобы увеличить photo_5199837981404419044_y.jpg - Правительство Республики Дагестан       Заместитель Председателя Правительства РД Рамазана Джафарова провел первое в 2024 году заседание Антинаркотической комиссии в Республике Дагестан.
Правительство Республики Дагестан
Сбор платежей за услуги ЖКХ в Дагестане по итогам 2023 года вырос до 87% - РИА Дагестан МАХАЧКАЛА, 27 марта – РИА «Дагестан». Как заявил директор Единого оператора в сфере водоснабжения и водоотведения Магомедгаджи Шапиев, если в 2022 году сбор платежей в зоне ответственного оператора составлял 73%,
РИА Дагестан
В Дербенте состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям - Администрация г. Дербент Сегодня, 28 марта, в конференц-зале администрации Дербента состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством заместителя главы администрации Агами
Администрация г. Дербент
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда