Дагестан на пути к процветанию: новая парадигма управления

В настоящее время сформирована вертикаль, направленная на новое качество управляемости в республике. Но исполнительная власть с ее компетенциями, структурой управления безнадежно отстает от политических процессов. Она находится в плену устаревших догм и методов. Зачастую вся работа сводится к формальным прогнозам, докладам, проведению форумов, отчетам. За основу планирования берут не исследования потенциала, анализ, а данные деформированной и зачастую недостоверной статистики. А ведь теневая статистика не менее опасна для общества, чем теневая экономика. Общество, не располагающее объективной информацией о своем социально-экономическом положении, не способно правильно поставить диагноз и проводить (что более опасно!) осмысленную и выверенную социально-экономическую политику.

Дагестану требуются широкомасштабные реформы, но проводить их с нынешней системой управления невозможно. Мировой опыт говорит, что если технические навыки обеспечивают 15% успеха, то остальные 85% зависят от лидерских качеств, корпоративной культуры и стиля управления. Считаю, надо серьезным образом пересмотреть полномочия и функции Правительства Дагестана, иных органов исполнительной власти с учетом складывающихся реалий. Серьезно отстает качество структуры органов власти, распределение компетенций между ними, а также качество процессов, систем и проектной деятельности. Всё это приводит к тому, что управленческий аппарат оказывается ориентирован не на результат, а на сам процесс. Помочь справиться с этим сможет смена парадигмы на «управление результатом».

Самым слабым местом всей системы нынешней власти является отсутствие у многих чиновников ответственности за принимаемые решения, результаты и последствия деятельности ее органов, включая федеральные, республиканские и особенно местные органы власти. На первый взгляд, определены задачи, функции органов власти, утверждены положения о министерствах и ведомствах, подробно расписаны права и обязанности, внедрен механизм оценки регулирующего воздействия, но ни в одном документе нет даже упоминания об ответственности.

Сегодня стало очевидным, что обновление и очищение власти, прорыв в области эффективности и качества работы органов власти возможен, если вовлекать в эту деятельность энергию, активность, интеллект наших неравнодушных граждан. Другого ресурса в сфере управления у нас нет, но запасы социальной энергии, предприимчивости и инициативы в нашей республике огромны и не уступают потенциалу других регионов России. Дагестанцы могут справиться с задачами любой сложности.

Имея политическую волю и поддержку Федерального центра, мы должны ставить вопрос о смене парадигмы деятельности институтов власти в республике, о необходимости управленческой революции, в которой гражданская активность, экспертиза, контроль станут неотъемлемой частью всех процессов и этапов формирования решений органами власти республики, особенно на муниципальном уровне.

На первый взгляд, определены задачи, функции органов власти, утверждены положения о министерствах и ведомствах, подробно расписаны права и обязанности, но ни в одном документе нет даже упоминания об ответственности

Органы власти любого уровня должны не просто развернуться лицом к обществу - эти призывы мы много раз слышали. Речь идет о реальном и широком включении неравнодушных и компетентных граждан непосредственно в процессы управления в качестве народных экспертов, то есть соучастников и соавторов государственных решений. Прошедшие стратегические сессии (да и многие другие инициативы и проекты органов власти) имели и имеют крайне низкий эффект именно потому, что в эти процессы не вовлечены сами люди, народ смотрит на это как на очередные игры чиновников по «освоению» бюджетных ресурсов, ничего не имеющие общего с интересами простого народа.

Для того чтобы республиканские и местные органы власти совместно со всеми неравнодушными гражданами работали эффективно и продуктивно, необходимо выполнить два условия. Во-первых, нужна политическая воля. Согласитесь: она в республике есть и закреплена в приоритетных проектах развития. Во-вторых, республике нужны новая философия управления, новые подходы к решению задач любой сложности и любого характера с использованием мудрости и традиций дагестанских народов. Для этого нужно коренным образом изменить отношение к человеку, гражданину республики.

Суть новой философии управления заключается в том, что к решению предельно четко сформулированной задачи привлекается как можно больше неравнодушных людей. Их работу надо организовать так, чтобы решение было найдено (Вспомним традиции народов Дагестана при строительстве - метод народной стройки, общественные работы на объектах и т.д. Эти традиции поддержки остались только на свадебных торжествах и, к сожалению, нашли прочную основу в криминальном мире, когда весь род занят «выкупом» нарушителя закона). На основе предлагаемой социально ориентированной модели мы можем создать новую модель государственного управления, близкую по духу дагестанскому народу. Эта цель амбициозна, но вполне достижима.

Выстраивание новой философии управления включает в себя четыре этапа: вовлечение неравнодушных граждан в процесс решения задачи; организацию и стимулирование генерирования предложений; отбор лучших предложений силами самих участников; селекцию лучших участников на основе их вклада в решение задачи.

Экономическое развитие последних десятилетий и появление новых технологий требуют радикальных перемен в сфере управления. Заниматься этим должна отдельная структура. Правительство перегружено текущей деятельностью, поэтому нужно иметь специальный аппарат, который занимался бы только планированием изменений, подготовкой специалистов для всех ведомств, пилотированием изменений и контролем за реализацией реформ. В связи с этим можно создать научно-экспертный центр, подчинив ему Дагестанский кадровый центр, Экономический совет при Главе республики и создаваемый Региональный научный центр с широким привлечением научного сообщества и независимых экспертов. К этой работе обязательно необходимо привлечь и членов Общественной палаты РД. Но главное - любая идея, инициатива вначале должны обсуждаться на низовом, местном уровне.

Процесс государственного управления можно условно разделить на пять этапов, которые вполне можно трансформировать с использованием новой философии управления.

Первый этап. Определение целей, которых мы хотим достичь, то есть ответ на вопрос: что будем делать? С помощью общественных опросов несложно найти проблемы, которые в наибольшей степени волнуют людей, и определять цели деятельности власти на всех уровнях. Тем самым ликвидируется разрыв в видении власти и потребностях людей.

Второй. Поиск наиболее эффективных решений проблемы: как будем действовать? Смена парадигмы управления позволяет привлекать к обсуждению и поиску наиболее оптимальных решений не только чиновников и экспертное сообщество, но и всех граждан, проявивших к этому интерес. Здесь достигается еще один важнейший эффект - вовлечение граждан в процесс выработки и принятия порой очень непростых решений, давая дополнительную политическую легитимность органам власти на местах, когда изменена избирательная система и нередко раздаются голоса о том, что выборная система в республике отсутствует. Публичный процесс нивелирует противодействие национально-клановых (на уровне республики) и чиновничье-бюрократических (на уровне муниципалитетов) групп, «интересантов» сохранения текущей ситуации, заставляя их спорить и конкурировать публично, и не с одним республиканским правительством, а с профессиональным сообществом и гражданами республики.    

Третий. Поиск лучших кандидатур на ключевые посты в системе государственного управления: кто будет выполнять поставленные задачи? Прием в госорганы осуществлять на основе конкурсного отбора не путем личных бесед, а по результатам программ, представленных конкурсантами и оцениваемых публично экспертным сообществом. Вдобавок к этому доступ к тестированию в режиме онлайн могут получить все желающие, имеющие необходимое образование и опыт. Это решает один из наиболее актуальных вопросов формирования кадрового резерва, обновления управленческих кадров и создает прозрачную систему социальных лифтов на госслужбе.

Четвертый. Определение критериев достижения целей, то есть прозрачные, публично установленные параметры оценки качества того, что делаем. Если любой процесс не описан и не измерен, то он неуправляем. Граждане и власть вместе должны обсуждать и устанавливать промежуточные и конечные ключевые показатели эффективности деятельности органов власти.

И, наконец, пятый этап. Оценка людьми результатов деятельности власти, то есть обратная связь и удовлетворенность. Ежегодно публично должны подводиться итоги достижения целей, и с помощью общественных собраний непосредственно сами граждане должны определять эффективность руководителей и влиять на их деятельность, не дожидаясь очередных выборов. А для руководителей обратная связь является компасом для поддержки популярности и успеха.

Убежден, что внедрение новой модели обеспечит Дагестану подлинное обновление и очищение, модернизацию экономики и благосостояние граждан, прорыв в эффективности снижения социальной напряженности и улучшение социального настроения рядового дагестанца, ощущающего причастность к созидательному труду. Так возникнет реальный инструмент обновления и очищения власти, о котором постоянно говорит Глава Дагестана, и ждут результатов сами дагестанцы.

Государственная политика, основанная на широком применении новой модели, приведет к фундаментальным социальным сдвигам. Сократится дистанция и снизится отчужденность между властью и обществом. Появится возможность карьерного роста для талантливых управленцев в прозрачной системе социальных лифтов. Усилится ответственность чиновников и институтов государственного управления, изменится морально-этический климат внутри дагестанского общества, опирающийся на подлинные традиции и обычаи народов Дагестана.

И, наконец, конкуренция должна быть не в сфере распределения бюджетных средств, а в сфере инвестиционных проектов, привлечения инвесторов, продвижения продукции и формирования лучших и эффективных условий для предпринимательства во имя будущего Дагестана.

 
По теме
Заседание Рыбохозяйственного совета Дагестана прошло в Махачкале - Дагестанская правда Председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию, экологии и охране окружающей среды Асият Алиева приняла участие в заседании Рыбохозяйственного совета Республики Дагестан под руководством заместителя Предс
Дагестанская правда
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Ашуг, ставший легендой. - Город Кизилюрт Ашуг, ставший легендой. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ Майским днем 1869 года в ауле Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области в бедной крестьянской семье родился  мальчик – Сулейман Гасанбеков.
Город Кизилюрт
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда