Студенты ФНГиП посетили музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

18 марта студенты группы Г225 ФНГиП ДГТУ вместе с куратором, доцентом кафедры ЗвЧС Нахибашевой Г.М. посетили Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Экскурсовод подробно рассказал об экспонатах музея. Основу музейного собрания составили экспонаты переданные из  художественного отдела Краеведческого музея ныне ДГОМ им. А. Тахо-Годи (картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель), полученные в  1920  —30-е гг. из  Государственного музейного фонда. В настоящее время собрание  ДМИИ им. П.С. Гамзатовой  включает самые разнообразные коллекции. Постоянная экспозиция музея размещена в  девяти залах и  состоит из  следующих разделов:

1.          Русское искусство ХVIII  — нач. XX вв.

В зале представлено 54  живописных полотна знаменитых русских мастеров, представляющие следующих художественные направления: академизм, передвижники, символисты, модерн, авангард. А также экспонаты  — предметы столовой посуды и  малая пластика из  богатой, разнообразной коллекции русского фарфора (частных заводов Елизаветы Петровны, Гарднера, Попова, Кузнецова) и  стекла XVIII  — XIX вв. Отдельно представлен агитационный фарфор  — расписная столовая посуда и  малая пластика.

2.          Русские художники ХIХ  — нач. ХХ вв. на  Кавказе.

Здесь представлены работы русских художников вдохновленных народом Дагестана и  его самобытной культурой. Виды суровой природы дагестанских гор запечатлены в  пейзажах И.К. Айвазовского, И.П. Занковского. Безусловно, большая часть работ батального характера посвященны Кавказской войне  — «Дорога на  Верхний Гуниб», «Место сдачи Шамиля» И.Н. Занковский, «Русский лагерь под Гунибом» Ф.С. Александровский, «Штурм Ахты» П.И. Бабаев. Гордостью музея являются работы Ф.А. Рубо: «Штурм Гимры», «Ахульго», «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет». Всего три произведения  из  15  живописных полотен, посвященных важным событиям Кавказской войны, и  созданных специально для воено  — исторического музея «Храм славы» в  Тифлисе, по заказу правительства Александра III. Каждое произведение из  этой серии отражает  самые напряженные, кульминационные моменты сражений, позволяющие словно приподнять завесу времени. 

3.Западноевропейское искусство ХVI  — нач. ХХ вв.

Музейное собрание западноевропейского искусства насчитывает более 60  произведений, из  которых 40  представлено в  постоянной экспозиции. Среди подлинников представлены несколько  превосходных копий ХVI  — XVIII вв., также имеющих  большую историческую и  художественную значимость. К сожалению, коллекция не  позволяет в  полной мере отразить историю развития всех направлений и  стилей искусства стран Европы. Тем не  менее, отдельные работы дают яркое представление о  таких историко-культурных эпохах, как Северное Возрождение ("Мучения святой Екатерины" ХVI в.  — самый ранний подлинник), Итальянский Ренессанс ("Святое семейство с  Иоанном Крестителем" А. дель Сарто (авторская копия), «Венера перед зеркалом» школа В. Тициана, «Похищение Европы» П. Веронезе (копиия XVIII)), голландское, фламандское, итальянское искусство ХVII в.  ("Музыкант" Б. Строцци, «Грот с  козами» Р. да Тиволи, «Натюрморт с  зайцем» Я. Фейта, «Женщина с  бутылкой» Ф. Верхейдена, …), художественные направления: барокко ("Концерт" К. Ванлоо), классицизм, рококо ("Вознесение Марии" П. Батони), неоклассицизм ("Пейзаж с  руинами" Г. Робера), романтизм ("Женщина с  шарманкой" Д. Индуно, «Турок с  кальяном» О. Верне), реализм (сюжет) и  импрессионизм (живописная техника) в  работе Ж. Вебера, «Женская борьба».

В витринах музея представлены замечательные изделия столовой посуды и  малой пластики западноевропейского фарфора (Мейсенская, Севрская, Берлинская, Венская мануфактуры и  Веджвуд).

4. Декоративно  — прикладное искусство Дагестана.

ДМИИ обладает одной из  самых богатых коллекций декоративно  — прикладного искусства Дагестана, начиная с  археологических находок III тыс. до  н.э. по настоящее время включительно. Постоянная экспозиция музея отражает многообразие и  архаичные традиции всех ремесел народов Дагестана.

В коллекции музея хранятся более 650  дагестанских изделий из  керамики, начиная с  кон. III тыс. до  н.э.  —  археологическая керамика, представленная двенадцатью предметами, и  заканчивая XX в.  Основными керамическими центрами Дагестана являлись аулы: лакский Балхар и  табасаранский Джулии (неполивная керамика), даргинский Сулевкент, лезгинские Кала, Испик и  Дербент (поливной керамики).

Коллекция изделий из  металла включает 523  экспоната, из  них в  экспозиции выставлено 80. Здесь представлены разнообразные предметы  бытового назначения: водоносные (эрет, мучал) и  водолейные кувшины (кумган), чеканные и  гравированные подносы, бронзовые  литые котлы и  светильники. А также разнообразная утварь  — подойники, кружки, чашки, ведерки.

Собрание дагестанского резного камня в  музее насчитывает 57  экспонатов. Они выполнены в  различных техниках и  материале.

В экспозиции музея представлены элементы архитектурного декора  (капители опорных столбов, аварского и  кубачиского типов; элементы аварского цагура, …) и  интерьера (диван с  подлокотниками, сел. Обох, аварцы; люльки, сундуки-лари для хранения зерна). А также великолепное собрание  бытовых предметов из  дерева: мерки для зерна, рогатые солонки, прялки, черпаки и  т.д. Следует особо выделить коллекцию резных учалтанов, настенных подставок для ложек, которые имели в  разных районах, и  даже отдельных селениях, свои традиционные типы конструкции и  декора. В экспозиции представлены наиболее интересные образцы дагестанского ковротакчества, шелковой вышивки и  золотного шитья, а так же представлены изделия очень тонкой работы, выполненные в  технике филиграни, с  позолотой и  небольшими вставками бирюзы, цветной пасты.

Отдельным видом дагестанского искусства художественной обработки дерева являются изделия унцукульских мастеров. Всемирно известная унцукульская техника инкрустации дерева металлом (медь, серебро, мельхиор), а  также костью, рогом, бирюзой, зародилась в  аварском селении Унцукуль двести лет назад. В основном, унцукульцы изготовляли сувенирные изделия на  экспорт в  Россию и  заграницу. С 1950  — 70-х гг. появляются мастера  — И. Абдуллаев, А. Магомедов, Ш. Магомедов, братья Г. и  М. Газимагомедовы, создающие высокохудожественные изделия, адаптируя традиции к  современной  жизни человека.

Студенты с интересом слушали и задавали вопросы.

Помимо постоянной экспозиции в  музее постоянно проходят тематические и  персональные выставки, а  также реализуются творческие проекты современных дагестанских художников. Нам довелось ознакомиться с творчеством современных дагестанских художников, таких как Закарья Закарьяев, Халилбек Мусаясул, а так же побывать на выставке  «Дагестанские писатели в изобразительном искусстве»

Студенты, прибывшие из других городов, сел, еще ни разу не посещавшие такие большие музеи, были в восторге от увиденного, удивляясь тому, сколько событий эти экспонаты пережили и до сих пор живут своей музейной жизнью.

Ребята продемонстрировали  не только глубокую заинтересованность представленными раритетами, но и большую осведомленность о богатом прикладном творчестве народных мастеров и умельцев.

Преподаватель и студенты поблагодарили сотрудников музея, экскурсовода Наиду Сутаеву и сотрудника музея Александра Сергеева, так тепло и радушно встретившие и устроившие такую замечательную экскурсию по музею. 

 
По теме
28 марта в Махачкале состоялся круглый стол на тему «Развитие и популяризация нематериального этнокультурного достояния Республики Дагестан» и заседание экспертного совета Министерства культуры РД по вопросам формировани
В Дербенте состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям - Администрация г. Дербент Сегодня, 28 марта, в конференц-зале администрации Дербента состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством заместителя главы администрации Агами
Администрация г. Дербент
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда