Выставка «Создатель учения о театре», посвящённая 155-летию со дня рождения гениального режиссера, актера, педагога Константина Станиславского.

Выставка «Создатель учения о театре», посвящённая 155-летию со дня рождения гениального режиссера, актера, педагога Константина Станиславского.
Фото: minkultrd.ru

В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Создатель учения о театре», посвящённая 155-летию со дня рождения гениального режиссера, актера, педагога Константина Сергеевича Станиславского.

Константин Сергеевич Станиславский – русский советский актёр, режиссёр-реформатор, театральный педагог, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Великий деятель, мыслитель и теоретик театра. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников, Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре, создал школу, направление в сценическом искусстве, которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского.

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) родился в Москве 17 (5) января 1863 года. Родители Станиславского – Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы принадлежали к тем прогрессивным торгово-промышленным кругам Москвы, из которых вышли близкие семье Алексеевых. Создатель картинной галереи П. М. Третьяков, организатор театр, музея А. А. Бахрушина, основатель частной оперы, покровитель русских художников, известный меценат С. И. Мамонтов, книгоиздатель М. В. Сабашников и др. В семье Алексеевых царила атмосфера влюблённости в театр. В 1877 году Станиславский впервые выступил на домашней любительской сцене. Постепенно вокруг него образовался кружок театральных любителей, получивший название "Алексеевского кружка". Репертуар кружка состоял главным образом из переводных водевилей и оперетт.

Работа в Обществе искусства и литературы выдвинула Станиславского в первые ряды мастеров русской сцены и явилась как бы прелюдией к его реформаторской деятельности на сцене МХТ. В 1897 произошла знаменательная встреча Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко. Станиславский и Немирович-Данченко решили создать народный театр – "...приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский"

Основу труппы нового театра составили наиболее талантливые любители Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкальному драматическому училищу Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого. Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова «Чайка».

Шедеврами Станиславского в качестве актера на мхатовской сцене стали роли Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трёх сёстрах», Гаева в «Вишнёвом саде» А.Чехова, Штокмана в «Докторе Штокмане» Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького «На дне».

С 1900-х годов К. Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссером Л. Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе.

Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал «Каин» Д.Байрона, известность получил спектакль «Ревизор» Н. Гоголя.

В 1922—24 Станиславский возглавил гастроли МХАТа по Европе и США, исполняя в этой поездке обязанности директора, режиссёра и ведущего актёра труппы. Спектакли театра за рубежом ещё более упрочили славу и авторитет Станиславского, вызвали во всём мире огромный интерес к его системе. Во время этих гастролей Станиславский написал свою автобиографическую книгу "Моя жизнь в искусстве", одно из лучших произведений мировой мемуарной литературы. Деятельность Станиславского в 1920-1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения в «отсталости», в «нежелании» принять революционную действительность. Постановка «Горячего сердца» по пьесе А.Островского стала ответом на эти нападки.

После тяжёлого сердечного приступа, случившегося с режиссером в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы. Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, — «Страх» А. Афиногенова, «Мертвые души» по Н Гоголю, «Таланты и поклонники» А. Островского, «Мольер» М.Булгакова.

В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского).

В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актера над собой».

Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Деятельность Станиславского, его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства ХХ века. К.Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссёра.

Список литературы, представленной на выставке:

1. Абалкин, И.Система Станиславского и советский театр / И. Абалкин. - Москва: Типография "Известий Советов депутатов СССР", 1950. – 320 с.: фот.

2. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского. Летопись. В 4 – х т. Т.1: 1863 – 1983. / И.Н. Виноградская. – Москва : МХТ. – 2003. – 560 с. : ил.

3. Гиппиус, Сергей Васильевич. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Санкт-Петербург. : Прайм-Еврознак, 2008. – 377 с.: ил.

4. Горчаков, Н.Режиссерские уроки К.С. Станиславского : Беседы и записи репетиций. Изд.3-е / Н. Горчаков. – Москва : Искусство, 1952. – 574 с.: ил.

5. Дом-музей К.С. Станиславского / автор-составитель Н. Солнцев. – Москва: ИзоГИЗ, 1955. – 18 с.:ил.

6. Калашников, Ю. С. Театральная этика Станиславского / Ю. С. Калашников. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Всероссийское театральное общество., 1972. – 72 с.

7. Калашников, Ю. С. Театральная этика Станиславского / Ю. Калашников. – Москва: ВТО, 1960. – 147 с.

8. Прокофьев, В.В спорах о Станиславском. / В. Прокофьев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Искусство, 1976. – 367 с.

9. Румянцев, П. И. Станиславский и опера. / П. И. Румянцев. – Москва: Искусство, 1969. – 535 с.: фот.


 
По теме
Всего в выборные дни с 15 по 17 марта, Управление культуры Администрации Махачкалы было проведено 108 ❗️ концертов с участием солистов и творческих коллективов школ искусств города Управления культуры, Детской филармонии,
«Веселый Светофорчик» - это интерактивный  спектакль, который в музыкально-театрализованной форме рассказывает и показывает юным зрителям все о Правилах Дорожного Движения и культуре поведения на дорогах.
Двух дагестанцев, воюющих на стороне Украины, заочно арестовали по обвинению в госизмене - РИА Дагестан МАХАЧКАЛА, 18 марта — РИА «Дагестан». Суд вынес постановление о заключении под стражу двух уроженцев республики, обвиняющихся в государственной измене, сообщает пресс-служба Верховного суда Дагестана.
РИА Дагестан
Какие меры поддержки участников СВО и членов их семей, предусмотрены  в Республике Дагестан? - Вести Агула К членам семей мобилизованных граждан, добровольцев, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные; дети, в том числе усыновленные,
Вести Агула
Наркотические, психотропные и новые потенциально опасные психоактивные веществ (спайсы, соли, миксы и т. д.) - Северо-Кавказский институт ВГУЮ (РПА Минюста России) На первом курсе юридического колледжа 18 марта прошла встреча с Надеждой Сейфудиновой – начальником отдела профилактики Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ по РД,
Северо-Кавказский институт ВГУЮ (РПА Минюста России)
Мастер-класс по обучению Первой помощи среди 9 классов в гимназии №1 г.Дербент. - Дербентский медколледж 14 марта 2024 года в гимназии №1 г.Дербент прошли мастер-классы по обучению Первой помощи среди 9 классов, организованный РДДМ при поддержке волонтеров- медиков «Дербентского медицинского колледжа им.
Дербентский медколледж
фото: тг-канал Минобразования РД - НИА-Кавказ Дагестан В Дагестане стартовала Всероссийская акция «Верни Герою имя», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
НИА-Кавказ Дагестан
Старейшие жители Новолакского района все 3 дня активно выбирали президента страны - Новолакский район Старейшие жители Новолакского района все 3 дня активно выбирали президента страны На избирательных участках чаще всего можно было встретить старейших жителей нашего района.
Новолакский район