- Стройка еще в прошлом году началась, я здесь с февраля. Ребята «подтянули», говорят, приезжай, подзаработаешь. Платят хорошо, нет задержки, с жильем тоже нет проблем, – рассказывает Сайпула Рамазанов. Он приехал сюда из Табасаранского района.
Пока одни укладывают плитку, другие выгружают новое оборудование. Надышавшись пыли, идут в тенек пить воду. Работают без выходных. Мне дают перчатки, и я уже в строю. Поднимаю увесистый блок и несу укладчику. Он кладет плитку и стучит по ней резиновым молотком. Уложив пять рядов, отходит в сторону, смотрит пристально, потом показывает мне неровности покрытия.
- С первого раза надо правильно класть. Знаете, как у нас было на одной стройке? Плитку положили, а потом все снимать пришлось, – рассказывает Салам Магомедов. Да уж, не каждый спортсмен, целыми днями качающий бицепсы, сможет выдержать такую нагрузку. Это вам не фитнес-клуб, здесь все строго. Захочешь немного отдохнуть, сразу появляется бригадир. И даже если устанешь, то не сможешь уйти домой. Темп работ бешеный.
Женщины-мастера прекрасно орудуют шпателем и мастерком. Хаписат посвятила стройке без малого 40 лет и сейчас представить себя не может в другой профессии, хотя...
– Свою специальность я выбрала совершенно случайно, – рассказывает маляр. – В строительное училище брали без экзаменов, и я решила не испытывать судьбу и стать штукатуром-маляром. Уже через два года меня ждала работа на большой стройке!
Сейчас трудно назвать значимый объект в республике, на котором не пришлось бы ей трудиться. Школы, многоэтажки, детские сады, дома культуры, больницы... Почти полувековая история строительства в столице стала и ее профессиональной биографией. Вы только задумайтесь! В день штукатур проводит отделку порядка 25 квадратных метров. За год (если брать только рабочие дни) это 6250 квадратных метров, а за 40 лет – 250000! Вот такая арифметика. К слову, женских бригад на стройке немало, по мере завершения работ уменьшается и число задействованных строителей. А кроме того, была организована и педагогическая бригада – для уборки классов.
В самый зной – и по погоде, и в работе – подъехала директор школы Раисат Амирханова.
- В нашем поселке всего две школы, одна из которых – восьмилетка. Новая рассчитана на 1296 учеников. Строительство начали еще в 2008 году, но в связи с отсутствием финансирования работы приостановили. В 2015 году они возобновились, и вот результат: готова школа, соответствующая требованиям программы «Доступная среда». Будут созданы специализированный класс и санузел для учеников с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает директор, сопровождая нас из корпуса в корпус…
Многие классы уже полностью готовы и даже оборудованы новыми партами, досками, лабораторными приборами. Учителя надеются, что мультимедийные кабинеты, интерактивные доски, высокоскоростной Интернет, инновационные программные средства не только помогут учащимся получать глубокие знания, а учителям эффективно управлять учебным процессом.
- Вот спортивно-оздоровительный блок с несколькими площадками и залом. Во дворе – современный спорткомплекс с футбольной, баскетбольной и волейбольной площадками. Помимо основных учебных кабинетов есть гардеробная, столовая, медицинские кабинеты, пока, правда, без оборудования, его завезут. Видите, практически все работы завершены. Остались небольшие штрихи и благоустройство территории, – продолжает Раисат Магомедовна.
Времени осталось немного, объект надо сдать до 1 сентября. Новую школу ждут всем поселком. Ждут давно. В какой-то момент даже надеяться перестали. И тогда решением вопросов третьей смены и ветхих школ занялся Глава республики.
За последнее время в Дагестане открыто в разы больше социальных объектов, чем за предыдущие тридцать лет. Ежегодно вводятся около 40 общественно значимых объектов развития. Чтобы не быть голословным, приведу пример, как решается одна из самых важных проблем – нехватка мест в детских садах: около 1500 дополнительных мест создано с начала 2016 года. Кроме того, к декабрю планируется открытие детских садов еще на 60 мест в с.Александрийская Кизлярского района и на 150 мест в г. Буйнакске. Сегодня дошкольным образованием охвачено 93 тыс. детей, это 30% общей численности детей до 7 лет. Проблема решается и путем открытия частных детсадов и групп кратковременного пребывания в школах.
Строительство школ и детских садов остается приоритетным направлением развития образования в республике, поскольку до сих пор более 2370 учащихся из 16 школ учатся в третью смену. До конца 2017 года планируется построить еще 12 школ, что позволит ликвидировать трехсменное обучение.
Строительство нового корпуса для младших классов гимназии №37 в Махачкале тоже велось без перерывов и выходных. Здание соответствует всем правилам федеральных государственных образовательных стандартов для младших школьников. А это значит, есть здесь и душевые, и несколько спортплощадок, и спальные места, поскольку после основных уроков дети проходят еще и дополнительные занятия, которые длятся до 5-6 часов вечера. Оборудованы современные пищеблок, стоматологический и медицинский кабинеты, гардеробная, библиотека, читальный зал, весь третий этаж будет отдан под дополнительные занятия. Пожалуй, сегодня в республике пока нет второго такого учреждения, которое бы полностью отвечало современным требованиям.
- Наша гимназия рассчитана на 960 человек, огромная нагрузка ложилась на начальную школу, где обучается около 600 детей, – говорит директор школы Индира Мирзаева. – Конечно, новый корпус для нас – это долгожданный подарок к 1 сентября. Вся школа адаптирована под основные направления образования: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Здесь открываются все возможности для реализации новых стандартов, где главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить его применять, развивать их в урочное и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам – важна не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. Так говорится в законе, такие требования предъявляются к школам. Но на деле возникало немало трудностей в реализации этих стандартов. И главной проблемой было отсутствие соответствующих условий, комментирует директор.
Особые требования предъявлялись к наружной и внутренней отделке здания: она должна быть улучшенного качества с использованием современных материалов и технологий. Применение энергосберегающих технологий – это тоже обязательное требование. Все эти преимущества новой школы первой ступени вскоре смогут на себе испытать 300 ее учеников.