В свободное от учёбы время большинство таких детей посещают специальные кружки, где, разбредаясь по своим маленьким миркам, каждый находит свою отдушину. За годы существования Республиканского центра научно-технического творчества более 65 тысяч учащихся воплотили свои творческие идеи в жизнь. Два этажа Центра вмещают около десяти кабинетов, причем каждый - по отдельному направлению.
Первый кабинет оказывается самым шумным. Не удивительно, ведь это кружок по автомоделированию, где юные «механики», перекрикивая друг друга, докладывают учителю о ходе работ над той или иной деталью будущего спорткара. Основной материал – фанера, инструменты - лобзик и наждачная бумага. Каждый хорош в своём деле – кто отвечает за безупречные линии кузова, как, например, третьеклассник Магуля. Сосед по парте Рашид, его бессменный товарищ, - главный спец по полировке.
Находятся и такие, кто умудряется бегать за консультацией в соседний класс дизайна – здесь уже гораздо тише. Это обитель маленьких художников. Каждое занятие они начинают с обработки техники. Вот как раз один из мастеров заканчивает изображение терминатора, который держит в руках отечественный АК-47. Здесь концентрация творческой энергии самая высокая. Направляет полёт фантазии руководитель кружка Сапижула Прилов на пару с Фиделем Кастро, чей бессмертный образ, выполненный из старых спрессованных газет, взирает на всех с соседней полки. Именно сюда для покраски той или иной детали или просто за консультацией по выбору цвета регулярно наведывается вышеупомянутый Магуля. Первый урок проносится незаметно, о чём дают знать часы, выполненные бывшим учеником Центра, а ныне выпускником художественно-графического факультета одного из республиканских вузов Зурабом Идоидзе.
Тем временем шум из цитадели авиамоделистов достигает своего пика. Законченная работа – красавец наподобие молнии Маккуина – отправляется на тест-драйв. Опробовать движок объёмом с одну маленькую лошадку уже выстраивается очередь перед внушительного размера трассой. Спустя несколько кругов болид уже вовсю «шлифует», и он едва не слетает на обочину.
«Надо доработать», - с улыбкой отмечает наставник неутомимых механиков Ислам Алиев. Место, где происходит, пожалуй, самая кропотливая работа, - кабинет бисероплетения, к сожалению, закрыт. Преподаватель ювелирной дисциплины в числе других сейчас на курсах повышения квалификации.
Педагогический апгрейд – одна из составных частей работы по реализации гранта, который недавно выиграл Центр.
Кабинет робототехники. На подступах к нему гостя встречает миниатюрный страж, напоминающий комбайн. Любимое занятие местных ай-тинэйджеров – создание программ для робота. Очередной разработкой стала программа, позволяющая чуду техники танцевать. До лезгинки комбайну ещё далеко, но вот тройной тулуп он освоил здорово. Ко всему прочему робот снабжён датчиками распознавания света, сканирования объектов, так что применений для девайса найдётся масса.
Всего за образовательный процесс в Центре отвечают 50 педагогов, 19 из которых со званием почётного работника общего и профессионального образования РФ. На базе учреждения функционируют 148 объединений технического и декоративно-прикладного творчества с охватом 1100 учащихся от 6 до 18 лет.
Все конкурсы, проводимые Центром для творчески одарённых детей, перечислить не хватит газетной площади. Среди основных – республиканские конкурсы юных фотолюбителей, «Моё лучшее занятие», «Юные техники и изобретатели», многочисленные выставки, на которых школьники представляли свои первые творческие результаты. Будучи талантливыми авторами, все они - прежде всего дети, которые очень хотят, что бы их работу заметили. Этого хотят и будущий титан отечественного автопрома Магомед, и создатель собственного крейсера со стреляющей пушкой и площадкой для посадки вертолёта Навруз. Немного внимания – и ребёнок с новыми силами берётся за своё увлечение, которое впоследствии может стать делом всей его жизни.