Низами Казиев: «В Дагестане накоплен ценный опыт решения национальных и межнациональных проблем»

Этнополитические, этноконфессиональные конфликты и противоречия являются серьезным фактором, препятствующим укреплению государственного единства и целостности Российской Федерации. Сегодня происходит все более активное взаимодействие этносов как субъектов общественно-политической жизни страны, что приводит к повышению социальной и политической значимости межнациональных отношений. К сожалению, наиболее очевидным результатом такого взаимодействия являются различного рода конфликты. Опасность развития в обществе идей национализма и экстремизма трудно недооценивать: в последние годы мы становимся свидетелями массовых проявлений ксенофобии в общественном сознании, которые очень напоминают еще свежие в памяти процессы развала государства (СССР), произошедшего именно на волне лозунгов о национальном самоопределении.

О гармонизации межнациональных отношений в Республике Дагестан, работе, проводимой в данном направлении Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, рассказал его руководитель Низами Казиев.

– Низами Эмирович, какие факторы способствуют этноконфессиональной напряженности сегодня?

– Можно выделить несколько основных факторов, определяющих эскалацию этноконфессиональной напряженности на современном этапе. Во-первых, состояние «переходности» политических процессов в России, ощущение значительной частью населения неудовлетворенности социальным положением. Это, в свою очередь, стимулирует поиск «виновных» в создавшемся положении. С другой стороны, негативный общественный потенциал направлен на представителей сложившихся этнических структур. Раздражающими факторами, особенно в отношении жителей кавказских республик, являются и этнокультурные различия.

Во-вторых, эскалации этноконфессиональной конфликтности способствует миграционная ситуация. Специфика складывающейся в России обстановки такова, что значительная часть местного населения продолжает видеть в мигрантах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности.

В-третьих, эскалации конфликтности способствует наличие так называемых «депрессивных территорий», пораженных безработицей, чем успешно пользуются эмиссары экстремистских организаций. В наибольшей степени это характерно для Северо-Кавказского региона, в ряде республик которого чрезвычайно высок уровень безработицы. Например, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в Республике Ингушетия уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский почти в 12 раз, в Чеченской Республике – в 23 раза. В других республиках Северного Кавказа, в том числе в Дагестане, уровень безработицы также выше среднероссийских показателей в 1,6-1,9 раза.

Наконец, еще одним важнейшим фактором, способствующим этноконфессиональной конфликтности, является отсутствие целостной государственной политики по противодействию экстремизму. Профилактическая работа в этом направлении не носит систематического и целенаправленного характера. Главным изъяном функционирующей в Российской Федерации системы противодействия экстремизму является разрозненность ее субъектов.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Например, столь значимые субъекты противодействия экстремизму, как общественные организации и средства массовой информации, в качестве таковых законом не признаются. В статье 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» субъектами противодействия ей признаны только федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Фактически органы власти, общественные организации и СМИ как выразители общественного мнения в данной сфере действуют разрозненно и недостаточно последовательно. Как правило, это происходит после резонансных проявлений экстремизма и межнациональной розни.

Противодействие же экстремизму, напротив, требует консолидации усилий государства и общества, а также средств массовой информации. Все это в комплексе должно сформировать общенациональную систему противодействия данному явлению.

– Какие факторы способствуют повышению социальной напряженности в Дагестане?

– В настоящее время в Дагестане можно выделить несколько факторов, повышающих социальную напряженность и обостряющих и без того сложные межнациональные отношения. Это отставание республики по основным показателям уровня жизни населения от большинства субъектов РФ, резкие различия в обеспеченности районов Дагестана объектами социальной и производственной инфраструктуры, большое количество земельных конфликтов между общинами, деятельность религиозно-политических экстремистских и террористических группировок и другие.

Анализ межнациональных отношений на современном этапе свидетельствует, что мононациональные политизированные образования изжили себя, остались лишь отдельные деятели, идентифицирующие себя с этими образованиями, которые удовлетворяют собственные политические амбиции, узкогрупповые интересы.

– Как, по Вашему мнению, можно разрешить межнациональные и внутриконфессиональные конфликты в республике?

– Разрешение межнациональных и внутриконфессиональных конфликтов в Дагестане во многом зависит от решения материальных, социально-экономических и политических проблем российского, северокавказского, дагестанского обществ.

В декабре 2012 года Президент РФ утвердил «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Задачи и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, заложенные в Стратегии, отводят значительную роль в решении проблем гармонизации межнациональных отношений в России институту науки. Сегодня на базе академических центров и институтов высшего образования развиваются научные школы по изучению социальных конфликтов, проблем молодежи, демографии и миграции, религиозной ситуации, этнополитических процессов и геополитических трансформаций. Однако развитие научных исследований в прикладных аспектах, накопление эмпирических данных о демографических, этнических, религиозных, образовательных и других проблемах неадекватно реальным потребностям современной общественной практики.

Для формирования системного характера обществоведческих исследований, прежде всего, необходима консолидация органов исполнительной власти и научных институтов для формирования комплекса мероприятий по осуществлению мониторинга, прогнозирования и предупреждения конфликтов на национальной и религиозной почве. Это позволит органам власти всех уровней проводить взвешенную, научно-обоснованную политику, направленную на снижение уровня конфликтности в обществе. Сегодня государство объективно нуждается во взвешенном научном анализе существующих проблем в области межнациональных отношений и выработке идеологических и практических параметров противодействия явлениям национализма и экстремизма.

– Какая работа проводится в этом направлении возглавляемым Вами центром?

– Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН провел значительную работу в данном направлении. Так, по заказу министерства по национальной политике Республики Дагестан в 2013 году проведены крупные социологические исследования по следующим проблемам: «Осуществление мониторинга состояния этноконтактной ситуации в муниципальных образованиях, определение степени конфликтности», определение мнения жителей Дагестана относительно «Состояния и тенденции развития религиозной ситуации в Республике Дагестан», а также социологический опрос общественного мнения относительно проблемы реализации прав граждан: на получение информации (посредством СМИ) на языках народов Дагестана и на обучение на языках народов Дагестана.

Проведены также масштабные социологические исследования по проблемам религиозной, этнической и гражданской идентичности населения Республики Дагестан, которые позволяют выявить текущее состояние в сфере межнациональных отношений, определить их наиболее проблемные и конфликтные стороны.

По поручению Главы Дагестана Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН разработана Государственная программа республики «Реализация стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2013-2015 годы, которая принята соответствующим Постановлением Правительства РД. Таким образом, Республика Дагестан является первым субъектом Российской Федерации, в котором актуализирована система современных приоритетов, целей и принципов в ряд конкретных задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

– Какие задачи решает разработанная Вашим центром программа?

– Принятая программа является результатом анализа всех республиканских целевых программ в области образования, культуры, молодежной политики и т.д. Она учитывает наработанный опыт и в то же время является принципиально новым и весьма конкретным документом для руководства и повышения эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по реализации задач государственной национальной политики. В ее содержании предусмотрена реализация более двухсот мероприятий, затрагивающих все уровни власти и общества.

Проведенную Региональным центром этнополитических исследований ДНЦ РАН в данном направлении работу, на наш взгляд, можно также рассматривать как значимый шаг в реализации важнейшего принципа развития научного знания – взаимосвязи науки с социальной практикой.

– Для чего необходимо такое взаимодействие науки и социальной практики?

– Необходимость взаимодействия науки с практикой возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельностью людей. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программы развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы. Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самой науки, порождая новые приоритеты и цели ее дальнейшего развития. К сожалению, широкие общественные эксперименты, без которых сложно представить развитие социологической отрасли знаний, сегодня являются скорее исключением, а не правилом. Тем более ценной представляется возможность реализовать исследовательский потенциал Центра в конкретной общественно-политической деятельности.

– Какая работа проводится Центром сейчас?

– В настоящее время начата работа по созданию на базе регионального Центра этнополитических исследований ДНЦ РАН Республиканского центра мониторинга и выработки рекомендаций по раннему предупреждению конфликтных ситуаций и оперативному реагированию на негативные проявления в общественно-политической сфере.

Это предполагает образование при главах муниципальных образований со смешанным национальным составом населения консультативных советов по регулированию национальных отношений, мониторинг национального состава кадров государственной, гражданской и муниципальной служб с выработкой рекомендаций, мониторинг состояния межэтнических отношений при практической реализации земельного законодательства, в том числе в области отгонного животноводства, подготовку предложений по их урегулированию, мониторинг публикаций в СМИ по проблемам национальной политики и организацию реагирования на факты злоупотребления свободой слова, решение других организационных и содержательных вопросов.

– Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринять для гармонизации межнациональных отношений в Дагестане?

– В республике накоплен ценный опыт решения национальных и межнациональных проблем. Очень важно беречь и развивать этот опыт, который может быть использован государственными органами других регионов России и стран СНГ в решении этнических проблем. Тем не менее, в сфере гармонизации межнациональных отношений в Республике Дагестан представляется необходимым создание в обществе целостной системы духовной безопасности, обеспечивающей невосприимчивость к идеологии национализма, формирование на республиканском уровне кризисных межведомственных групп по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций на этнической почве, обеспечение правовой основы их функционирования.

Необходимо также усовершенствовать методы мониторинга, диагностики, экспертизы проявлений национального экстремизма в обществе и средствах массовой информации, ускорить работы по созданию республиканской системы мониторинга социально-политических, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Эти и многие другие, не представленные здесь меры направлены на создание условий для обеспечения прочного межнационального мира и согласия, безусловно, учитывают необходимость теоретического осмысления процессов, происходящих в современном обществе, и исходят из основных направлений «Стратегии государственного национального развития РФ до 2015 года». Важность такого подхода заключается также в возможности реализации на практике результатов научно-исследовательской работы в области гармонизации межнациональных отношений, обеспечении эффективного взаимодействия фундаментальной науки с практикой формирования целей, задач и механизмов государственной национальной политики Республики Дагестан.

 
По теме
Завтра в Махачкале, в здании Национальной библиотеки РД имени Расула Гамзатова пройдет расширенное совещание министерства по физической культуре и спорта РД, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе спортивного ведомства.
В Дербенте состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям - Администрация г. Дербент Сегодня, 28 марта, в конференц-зале администрации Дербента состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством заместителя главы администрации Агами
Администрация г. Дербент
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда