В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо – Годи состоялся мастер – класс по старинной технологии набивного рисунка знаменитых шелковых платков «гюльмендо», который провела заместитель генерального директора музея и автор выставочного проекта «Гюльмендо – келагаи» Джамиля Дагирова. Это первое исследование истории возникновения этого промысла на территории Дагестана и его технологии, которая сотни лет держалась мастерами в строгом секрете. Среди посетителей мастер – класса было много представителей творческих профессий, педагоги художественных учебных заведений, студенты факультета архитектуры и дизайна ДГТУ.
Для того, чтобы максимально аутентично воспроизвести весь технологический процесс печати реставратор музея Керим Муртузалиев вырезал из дерева точные копии печатей «галибов» с рисунков на старинных платках. Прежде чем показать сам процесс Джамиля Дагирова вкратце рассказала об история появления этого знаменитого шелкового набивного платка, которая тесно связана с Шелковым Путем:
- Во многих странах , через которые проходил Шелковый Путь, возникало производство шелка, как например в Азербайджане. Специалисты считают, что возраст промысла в этой стране насчитывает около 2000 лет. Азербайджан производил несколько видов шелка, но самым популярным был воздушный шелк «келагаи», из которого делали платки. «Келагаи» - это неотъемлимая часть азербайджанской национальной одежды. Красный платок носился женщинами только в день свадьбы и после родов, белый был повседневным покрывалом для азербайджанской женщины, черный - траурный. В дагестанский быт и традиции эти платки попали именно из Азербайджана. Первыми привезли их лакцы – отходники. Название «гюльмендо» - в переводе с тюркского означает – «мой цветок». В композиции набивного рисунка основной массив составляют цветочные мотивы и немного зооморфных. В разных селах отличались варианты названия этого платка – гульмендо, гульменди, гормендо, гюльмендли, голнмендли… Первоначально в Дагестан этот платок только завозился, а в середине XX века на него возникла мода и он стал очень востребованным. Так в Дагестане появилось производство. Если азербайджанские келагаи всегда отличались яркостью, но дагестанские гюльмендо были более аскетичны по цвету. Производством занимались только мужчины. Плохо приметой считалось, если в красильню заходила женщина. Технология печати рисунка на платке сходна с горячим батиком.
Сам мастер – класс проходил в Культурно – выставочном центре Национального музея, где в эти дни проходит выставка шелковых платков. В процессе используются краски для ткани, расплавленный воск, натуральные ткани (шелк, хлопок) и деревянные печати. Каждый участник имел возможность создать по несколько авторских композиций и этот процесс вызвал такой высокий интерес, что было решено провести еще один мастер - класс с участием дизайнеров по декорированию одежды рисунками традиционных гюльмендо.