К вопросу о характеристике краж и угонов автотранспорта.


В наши дни, на фоне кардинальных социально-экономических и политических реформ, повлекших увеличение криминогенных факторов, особенно актуальна проблема борьбы с кражами и угонами автотранспорта.     Необходимо отметить, что общеупотребительное понятие “угон”, с точки зрения юриста - это деяние, предусмотренное статьей 166 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В указанной правовой норме угон определяется как неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. То есть, законодателем прямо указывается, что мотивом совершения преступления, предусмотренного ст.166 УК РФ не может быть корысть, а целью - получение материальной выгоды. Иными словами, речь одет о временном и ситуационном завладении автомобилем, то есть о менее общественно опасном преступлении.

Наибольший общественный резонанс вызывают кражи автотранспорта, как преступления, причиняющие большой материальный и моральный вред. Поэтому ниже, более подробно рассмотрим этот вид преступлений. В отличие от угонов, кражи (ст.158 УК РФ) это тайное хищение чужого имущества. Целью этого противоправного поступка служит получение материальной выгоды посредством реализации похищенного автотранспорта.

Проведенные исследования показывают, что “погоду” в данном негативном социальном явлении делают преступные структуры “угонщиков”. Как правило, ими похищаются автомобили, а хищения другого автомототранспорта: грузовиков, мотороллеров, мопедов, мотоциклов для описываемых субъектов не характерно. Совершенные в таких преступных группах кражи автомобилей, отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного. Для преступной деятельности последних более характерно серийное совершение краж автомобилей, обычно дорогостоящих, в условиях Дагестана это автомобили "Приора", ВАЗ-2114.

Что касается наиболее “популярных”, данный показатель в разных регионах России неодинаков. Он зависит от множества факторов, но в первую очередь - от социально-демографического, экономического. Имеются ввиду такие криминологические условия как количество ранее судимых за кражи (угоны) автотранспорта проживающих на определенной территории, особенности инфраструктуры, уровень занятости населения, конъюнктура автомобильного рынка. В связи с этим, автовладельцам было бы неверным основывать свои суждения на среднероссийской статистике. В целях истинной оценки обстановки необходимо анализировать и региональную статистику. Например для Дальнего Востока типичны хищения иномарок японского производства, а у нас приоритетом пользуются отечественные автомобили.

Обстановка по раскрытию краж автотранспорта усложняется проникновением в данную сферу организованной преступной деятельности. Преступные структуры похитителей автотранспорта, как правило, имеют межрегиональные и международные связи. Российские преступные структуры объединяются для более эффективной нелегальной деятельности с международными группировками. По данным Интерпола около 40 % похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ. Преступные организации автоворов становятся все более опасными и “профессиональными”. Все чаще похищаются дорогие автомобили, оборудованные сложными охранными комплексами. В состав преступных структур автоворов входят различные технические специалисты. Несомненный интерес представляют сведения о том кто, как, где и когда похищает автомобили. Ответ на эти вопросы дают материалы научных исследований, посредством которых выявлены определенные закономерности.

Посягательства на транспортные средства совершаются лицами, имеющими возрастные и профессиональные особенности, определенный социальный уровень и другие криминологические признаки.

Анализ статистических данных показал, что количество лиц привлеченных к уголовной ответственности за кражи автотранспорта имеет тенденцию к росту.

Анализ возрастной характеристики совершенных краж и угонов транспортных средств показал, что наибольшей криминальной активностью обладает возрастная группа от 18 до 24 лет. За ней следует возраст преступников от 25 до 29 лет, наименьшая доля в контингенте данной категории лиц падает на преступников, совершивших эти преступления в возрасте от 30 до 40 лет. Большинство противоправных посягательств на автотранспортные средства совершаются в группе.

Анализ социальных закономерностей показал, что более половины задержанных автоворов нигде не работали, около 2/3 лиц, участвовавших в совершении краж автотранспорта являются профессиональными водителями.

Большинство автоворов являются местными жителями. Лишь немногие преступники прибывают в местность специально для совершения хищения автомобиля.

Теперь рассмотрим выявленные закономерности, касающиеся места и времени совершения краж и угонов автомобилей.

Данные о распространенности краж и угонов транспортных средств по месяцам года показывает, что в зимний период активность правонарушителей проявляется менее, чем в период с апреля по ноябрь включительно (наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта, тогда как в зимний период значительное число транспортных средств стоит на ремонте или консервации). Для этих преступлений характерны временные циклы, которые условно можно обозначить: "сезон эксплуатации" (апрель-октябрь), в котором совершается 70% краж и угонов транспортных средств и "сезон консервации" (ноябрь-март), на который приходится около 30% данных посягательств. Определенный интерес представляют следующие обстоятельства: если в "сезон консервации" доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, то удельный вес угонов в этот период падает не так заметно. Данное обстоятельство объясняют тем, что кражи транспортных средств, характеризующиеся, как правило, более сложными подготовленными действиями к совершению преступления и сокрытию транспортного средства, которые осложняются зимой консервацией значительного количества транспортных единиц, а также трудностями, связанными с перегоном или транспортировкой транспортных средств в зимних условиях. Угон транспортных средств в этом смысле менее подвержен влиянию погодных условий, поскольку его характер преимущественно ситуативен, а предметом этого преступления является находящийся в эксплуатации, т.е. заранее подготовленный к движению государственный транспорт. Указанное позволяет предполагать, что "сезонность" имеет большое значение для краж транспортных средств. Угоны транспортных средств в этом отношении более универсальны, следовательно, они требуют постоянного внимания к себе со стороны правоохранительных органов и граждан. Как показывает анализ, подавляющее большинство краж автотранспорта совершается в вечернее и ночное время (от 19 до 2 часов). Изучение почасового распределения краж и угонов позволяет сделать следующий вывод: для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19-24 и 0-2 часами ). Тяготение к ночным условиям совершения подобных преступлений обусловливается общими закономерностями, свойственными поведению правонарушителей (использование этого времени для большей свободы действий при реализации преступного замысла и сокрытия следов преступления). Одновременно выбор вечернего и ночного времени для этого вида преступления подчинен таким внешним факторам, как малолюдность на улицах, возможно недостаточная освещённость, надежда на отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, а также субъективному стремлению правонарушителя остаться незамеченным и избежать справедливого наказания. Для угонщиков в силу специфики ситуации их совершения подобная предосторожность менее характерна.

Угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации применительно к ночным условиям.

  Следует заметить, что в последнее время растет количество фактов краж автомобилей в дневное время, когда повышена деловая активность граждан, нередко на виду у прохожих и потерпевших, что свидетельствует о дерзости и повышенной общественной опасности преступников.

Анализ мест совершения описываемых преступлений показывает, что хищения автомобилей совершаются везде, но чаще всего в местах скопления автотранспорта (стоянки возле концертных залов, гостиниц, рынков), по месту жительства и работы потерпевшего.

Особенностью рассматриваемых преступлений является весьма распространенный способ хищения - с улицы, с использованием специальных заранее приготовленных технических средств.

Способ совершения преступления часто определяется теми средствами, с помощью которых правонарушитель достигает преступной цели. “Классические” угоны совершаются преимущественно без применения каких-либо специальных средств для взлома запирающих устройств. Но, чаще всего преступниками применяются специально подготовленные орудия для подготовки преступления, проникновения к месту парковки (хранения) транспортного средства, проникновения в салон и запуска двигателя.

Под орудиями, в данном случае, следует понимать любые предметы материального мира, способствующие совершению преступления. Их условно можно разделить на:

-специальные технические средства для добычи преступниками “разведывательной информации” о потенциальном потерпевшем, (например, при хищении автотранспорта с целью возврата его за денежное вознаграждение, преступники подробно и досконально изучают личность будущего потерпевшего, от особенностей которой и зависит возможность реализации преступного умысла и получения материальной выгоды таким способом) о ходе проведения дознания, расследования в целях оптимальной подготовки к акту хищения и оказания противодействия работникам правоохранительных органов (приспособления для аудио- и визуального контроля, снятия информации с технических каналов связи, прослушивания телефонных переговоров и т.д.);

-устройства для проникновения к месту хранения (парковки) автомобиля;

-устройства для проникновения в салон автомобиля;

-устройства для отключения или повреждения сигнализации;

-устройства для запуска двигателя;

-иные устройства (например, в редких случаях, для хищения автомобиля используются другие транспортные средства, эвакуаторы, краны и т.д.).

Практика показывает, что в целях легализации похищенного, преступники зачастую перебивают или иным образом подделывают идентификационные номера автомобилей, используя для этого автогенные устройства, сварочные аппараты, различные приемы токарной обработки металлических деталей, гравировальные средства и инструменты и т.д.

  Наибольший интерес вызывает у автовладельцев вопрос об эффективности автомобильных охранных систем. Приведем следующие цифры.

В 43% случаев хищений, транспортное средство не было оснащено противоугонным устройством. На момент совершения преступления в 19% было включено противоугонное устройство, в 13% - только закрыты дверцы на замок, в 3% - замкнуто рулевое управление, а в 3% вообще не были закрыты дверцы автомашин самими потерпевшими.

Практика показывает, что имеет положительный эффект использование любого охранного комплекса. Определенная категория правонарушителей (это, как правило, ситуативные угонщики) при виде включенной сигнализации отказывается от совершения хищения.

Все зависит от Вас, уважаемые автовладельцы, способов защиты - масса, не смотря на все вышеперечисленное, не ленитесь, не надейтесь на "авось".

УУР МВД по РД

                                                                                       

 

 

 

Материалы к теме / Увеличить

( Скачать )

 
По теме
В полицию Каспийска поступило сообщение о том, что примерно в 13 часов у входа в городской миграционный центр, неизвестный нанес ножевые ранения 37-летнему жителю Карабудахкентского района и 31-летнему жителю Каспийска.
В ходе проведения профилактических мероприятий в рамках операции «Нелегальный мигрант» полицейскими выявлено несколько случаев фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан в Махачкале, Каспийске, Ахтынском,
В ходе несения службы полицейские остановили на посту автомобиль отечественного производства, за рулем которого находился 37-летний житель Дагестана.
В Дербенте состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям - Администрация г. Дербент Сегодня, 28 марта, в конференц-зале администрации Дербента состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством заместителя главы администрации Агами
Администрация г. Дербент
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда