… И Дагестан в приданое

В Московском академическом художественном лицее на ул. Крымский Вал открылась выставка работ Клары Власовой. Выставка посвящена Дагестану и продлится три недели.

В официальной биографии Клары Филипповны Власовой написано, что она «одна из тех, кто сформировал художественную школу нашей страны во второй половине XX века». Она художник. Родилась 28 января 1926 года.

Звоню ей не так давно спросить, как дела, что делаете?

– Пилю подрамник, – говорит. – У меня же выставка на носу. Теперь точно – последняя. Я уж решила собраться с силами… Приходи. Ровесников моих осталось два-три, да и то вряд ли они доползут на четвертый этаж художественного лицея (Московский академический художественный лицей. – П. С.), там нет лифта.

Выставка к ее 90-летию.

– Если я трубку не беру, значит где-то тут в мастерской по стремянкам скачу!

Клара Филипповна – это чудо природы. В 90 лет у нее ощущение массы перспектив, а 30-е годы прошлого века – недавнее прошлое.

– Я родилась в Москве на улице Горького. Рядом с Моссоветом мой дом был. Не отдельная квартира – коммуналка, седьмой этаж, пять комнат. Из окна Кремлевские башни видны. Сейчас Москва изменилась. Машины, одни машины… Говорят, она стала более европейской. Я этого не нахожу, а мне пришлось поездить по Европе.

Произведения Клары Филипповны есть во многих музеях и частных коллекциях нашей страны и за рубежом, везде, где она работала: в Японии, Германии, Франции, Голландии, Чехии, Словакии, США, Венесуэле и других странах. Участвовала более чем в сотне выставок. Занималась общественной деятельностью в Московском Союзе художников (МОСХ) и Союзе художников РСФСР. Много работала с художниками старшего поколения. Была инициатором и организатором выставки «Московские художники 20-30-х годов» в 1991-м в Центральном доме художников. Теперь она сама настолько старшее поколение, что рядом совсем нет ровесников, тем более одноклассников и однокурсников.

С 1939 года Клара училась в Московской средней художественной школе для особо одаренных детей. Ее выпуск – первый в истории школы. Теперь МСХШ и есть Московский художественный лицей, в котором юбилейная выставка.

– Когда я окончила Суриковский институт в 1950 году, меня и еще двоих выпускников распределили на восстановление ВДНХ рисовать панно в главном таджикском павильоне. У начальников этого павильона были разногласия, потому что на первом плане надо рисовать передовиков, а передовики все время меняются! И директор павильона требовал, чтобы у передовицы были полные ноги, а методист – чтобы худые. В конце концов нас послали в Таджикистан познакомиться, какие у них ноги.

А потом произошел такой поворот. Клара Власова, уже сложившийся и успешный мастер, встречает на академической даче Союза художников Омара Ефимова – дагестанца, только что закончившего Мухинское училище в Ленинграде. Через некоторое время он делает ей предложение. Клара Филипповна, опешив от такого стремительного развития событий, пытается подойти к вопросу рационально: а что собственно ты можешь мне предложить? Ефимов в качестве приданого предложил Дагестан.

Она приехала, увидела горы – и тут же на его предложение согласилась. И теперь называет Дагестан второй родиной своего искусства.

– Я до этого была в Средней Азии. Там ярко так, пестро. Тем сильней поразил меня Дагестан. Все в нем. Но в первую очередь, конечно, сами люди. И горы. Красота селений. Необычный колорит одежды. Необыкновенная архитектура. Сдержанность тонов. И неожиданно ярко-синие ставни...

И Клара Филипповна стала писать Дагестан. Жадно писать, фиксировать, работать. Привезла в Кумух (родное селение Ефимова) этюдник, краски, и каждый день прямо с утра они с мужем шли на пленэр.

– Как-то мы поехали на экскурсию в Чох. Я увидела, как село открывается навстречу взгляду амфитеатром, и сразу решила искать дом там.

Рассказывает о своем доме Клара Филипповна с удовольствием: большая терраса, пять комнат… Говорит, что благодарна ему – он сыграл важную роль в ее жизни: «Я здесь какое-то свое лицо обрела». А в Москве она исправно принимала у себя дагестанских гостей, со многими дружила и поддерживает связь по сей день.

– Мы с Омаром, как многие дагестанцы, в московской квартире чаще спали на полу, чем в своей кровати: всегда кто-то гостил. И я старалась делать все, как положено, как настоящая жена дагестанца.

Сейчас журналисты иногда даже путают – пишут, что Клара Власова родилась в Дагестане. Как будто не бывает обратной связи, чтобы из Москвы уехать куда-то… Обычно же наоборот делают. И все потому, что во многих крупных российских и международных выставках Клара Филипповна участвовала именно со своими дагестанскими работами.

Клара Филипповна продолжала ездить в Дагестан и после смерти мужа, ездит и по сей день. Вот в сентябре вернулась...

– Я считаю, это было моим счастьем, что я купила этот дом в Чохе. Правда, никто этого не понимал, но я-то понимала. Несколько раз до этого я была в Чохе. Роскошные виды. Самобытная архитектура. Старинные дома, улочки. Вкусное все: вода, еда, даже воздух. Исторические места сражений с Надир-шахом. Альпийские луга. Ароматы трав. Костер с настоящими можжевеловыми веточками. Не забывается такое никогда. Но дольше недели тяжело. Без стиральной машинки, туалета и ванны, и воду носить, и посуду мыть в тазике.

Зашла однажды в Кларин дом, пока он стоял пустой. На первом этаже помещения нежилые – раньше там держали животных. На втором видно, что когда-то было хорошо. Из окон прекрасный вид на долину. Только самих окон нет. Нет даже рам. Полы сильно загажены птичьим пометом – хоть лопатами греби и огороды удобряй. Правда, в одной маленькой комнатке с очагом сохранились ставни. Открываю сундук, нахожу там много детских рисунков: Клара Филипповна учила местных детей рисовать. Еще там было ватное одеяло. Валялся стул. Железная кровать с сеткой. На полке банка из-под монпансье 1980 года выпуска. Собственно и все…

Возвращаюсь домой, и почти сразу раздается звонок Клары Филипповны:

– Я еду в свой дом – в Чох.

– Нет-нет-нет! – кричу я. – Вы там не сможете! Там нет рам!

– Да? – Клара Филипповна немного помолчала. – Тогда я куплю много целлофана… И «Роллтон». Все будет отлично. Не беспокойся и не приходи на вокзал!

Как будто главное, чтобы я не беспокоилась.

Когда я долго не звоню сама, Клара Филипповна звонит и осторожно спрашивает, все ли у меня в порядке? И это не обиженные старушечьи долгие разговоры. Она страшно занята: у нее выставки по Москве и по России, ученики, новые работы… Просто почему-то она стала беспокоиться за меня и периодически намекать, что в принципе у нее всегда можно занять денег. А она ведь такая маленькая. Ее хочется на руках носить. Иногда звоню, слышу ее звонкий голос, и мне кажется, что раз он где-то там звенит, а она где-то там шебуршит, в мире все в порядке.

Свои дагестанские работы Клара Филипповна не продает. Иногда только делает копии. Говорит, и так много чего потеряла в жизни. А это терять не хочет.


 
По теме
Стенд Дагестана не пустовал - Дагестанская правда На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая проводится в Москве уже 30 лет.
Дагестанская правда
Всегда был первым - Дагестанская правда В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников Отечества, которые шли вперед с одной целью – победить врага.
Дагестанская правда
Заседание фракции «Единая Россия» - Народное Собрание Сегодня, 27 марта, состоялось заседание фракции «Единая Россия», которое вел Председатель Народного Собрания РД, руководитель фракции Заур Аскендеров.
Народное Собрание
В Дербенте состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям - Администрация г. Дербент Сегодня, 28 марта, в конференц-зале администрации Дербента состоялось заседание городской комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности под председательством заместителя главы администрации Агами
Администрация г. Дербент
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда