Главное — физическая подготовка

Самый молодой ученый Дагестана — о графене, ЕГЭ и «Мастере и Маргарите»
Выходец из Сулейман-Стальского района Заур Алисултанов получил ученую степень доктора физико-математических наук в 27 лет. Он защитил докторскую диссертацию на тему «Электронные свойства свободного и эпитаксиального графена» и получил ученую степень доктора физико-математических наук по специальности «Теоретическая физика». Об этом сообщалось ранее в республиканских изданиях. Ещё в мае 2016 года Заур стал доктором наук и оказался самым молодым ученым Дагестана. Сейчас он преподает в ДГУ, работает старшим научным сотрудником в Институте физики им. Х.И. Амирханова ДНЦ РАН.
Я питаю слабость к физикам с их неординарным мышлением, гравитациями, плазмами, законами, реакциями, скромным восприятием мира при огромных запасах «серого вещества». А тут еще такой повод! Не могла я пройти мимо, не имела права.

— Заур, опишите ваше рабочее место. Как оно выглядит?

— Я по специальности физик-теоретик, поэтому у меня самый главный инструмент — голова, самый главный прибор — карандаш и бумага. У меня на рабочем месте компьютер, куча разных книг. В университете как такового рабочего места нет, там я преподаю на кафедре, как все педагоги. Прочитал свою лекцию и ушел.

— Как складываются отношения со студентами? Как складывались ваши отношения с преподавателями?

— Со студентами отношения нормальные. Единственное, что огорчает, — с каждым годом студенты приходят всё слабее. В мое студенческое время, мне кажется, сильнее были студенты. Это проблема не только Дагестана, но и всей России, политики руководства страны. Отсюда все проблемы. То же самое и ЕГЭ, балльная система, бакалавриат, тесты и т.д. Это всё самое отрицательное, что может быть в образовании. Власти делают из нас не творцов, а потребителей.

— А влияние гаджетов?

— Есть в этом отрицательное, но есть и положительное. С помощью мобильников с выходом в Интернет можно легко найти информацию, не выходя из дома, там есть вся научная литература, журналы. Само государство не делает авторитетной профессию преподавателя. Как может быть авторитетной профессия преподавателя и учителя, если это самые нищие люди в стране? С такой зарплатой какое может быть желание у человека работать учителем?

— Вам больше нравится работа учителя или ученого?

— Мне нравится и то, и другое. Но я больше научный сотрудник, чем преподаватель. Преподавать я тоже люблю, но считаю, что человек, который просто преподаватель, а не ученый, никогда в жизни лучше ученого не расскажет. Как бы он ни готовился, ученый — человек, который эти вещи не просто знает, а чувствует, реально с этим работает, он лучше и интереснее расскажет тему.

— Вы видите, как студенты воспринимают ваши лекции?

— В последнее время на это внимания не обращаю, просто надо хорошо рассказать лекцию. А чтобы студенты поняли, нужно возвращаться в пятый класс, это уже бессмысленно.

— Иначе говоря, то, что вы делаете, бессмысленно?

— То, что я читаю свою лекцию, не теряю уровень, не опускаюсь до уровня студентов, — мне кажется, самый оптимальный вариант в наше время, потому что те несколько студентов, которые что-то понимают, делают, работают, они будут стремиться к уровню, который я задаю. Оттого, что я спущусь на уровень ниже, по-моему, и я многое потеряю, и они многое потеряют. Пусть лучше способные поднимаются на более высокий уровень.

— Вы сами начинали научную работу с покойным Русланом Пирметовичем Мейлановым – преподавателем физического факультета ДГУ. Расскажите о своем первом научном опыте.

— О Руслане Пирметовиче я слышал ещё школьником. Хороший физик, теоретик фактически единственный в республике. На первом курсе я его нашел, хотя он нам не преподавал на первом курсе, он преподавал старшекурсникам. Уже с первого курса мы с ним занимались, изучали разные темы. Еще в студенческое время сделали работу. Он в последние годы занимался новым направлением в физике, так называемым дробным исчислением. Нам удалось в этом направлении найти интересные вещи. Когда развивается новое направление, возникает много вопросов: какая реальная физическая интерпретация, зачем людям нужно, как в народном хозяйстве использовать? В этих вопросах нам удалось прояснить некоторые моменты и показать, что все это реально.

— Что конкретно удалось реализовать?

— Я и мои коллеги занимались фундаментальным исследованием. Я теоретик и не могу на практике что-то делать. Я не занимаюсь практической частью, есть люди, которые ею занимаются. Но нам, конечно, это интересно. Счастье, когда твоя теоретическая модель нашла прикладное применение.

— А вы не интересуетесь дальнейшей судьбой проекта? Есть продвижение?

— Конечно, интересуюсь. Очень много интересных перспектив в новом материале, которым я занимаюсь, — графен. Реально его уже начали использовать, и в ближайшем будущем, надеемся, этот материал найдет применение в электронике. Основной материал, который сегодня используется в электронике, — кремний. А графен, которым ученые начали заниматься с 2004 года, оказался лучше кремния. Сейчас остались некоторые технологические проблемы, но, я думаю, в ближайшем будущем графен будут использовать вместо кремния. Ожидается следующее поколение смартфонов с графеновыми сенсорными экранами.


— Чем отличается графен от кремния?

— Там высокая скорость, более быстрая возможность у приборов и устройств. С другой стороны, очень маленькие размеры. Ведь это материал толщиной в один атом. Это значит, уменьшается размер устройств на основе графена, а если уменьшается размер элемента, схемы, то таких элементов на схему можно поставить в разы больше. А большое количество этих элементов означает большие функциональные возможности, скорость.

— С какими сложностями сталкиваетесь при реализации проекта?

— Сложности — в основном формальная бюрократия. К примеру, тебе говорят одну сумму, а там оказывается много разных налогов, плюс за эту сумму нужно кучу бумаг собирать, финансовые отчеты и так далее. Это очень раздражает, и зачастую приличную часть запланированных работ не удается сделать. Счеты, рамки, сроки — всё это немножко трудно для меня. А по научной части получаю удовольствие, потому что занимаюсь любимым делом. В ДГУ формальная сторона проектов практически не затрагивает научных сотрудников. Здесь существует научный отдел, который занимается всеми этими формальными проблемами, вплоть до почтовых отправлений заявок, отчетов и т.д. Это очень приятно и очень правильно. Во многих организациях, между прочим, такого нет. Всей этой бюрократией вынуждены заниматься руководители проектов.

— Вы неоднократно получали гранты за исследования, которые легли в основу вашей работы по изучению графена. Какие гранты от государства получили?

— Я получал грант Президента России, грант Президента Дагестана, получал несколько грантов Российского фонда фундаментального исследования, потом получал стипендию фонда «Династия» Дмитрия Зимина. К сожалению, этого фонда уже нет, в 2015 году он закончил свою работу, потому что российские власти включили его в список организаций, угрожающих безопасности страны. При этом фонд «Династия» был одним из самых прозрачных и очень ценных в России фондов. На протяжении последних 15 лет Дмитрий Зимин выделял свои личные деньги (около 400—500 млн рублей в год) на поддержку наиболее сильных представителей науки и образования: начиная со школьников и школьных учителей и заканчивая докторами наук. Жаль, что в таких фондах власть видит главную угрозу для страны. Все эти гранты связаны как раз с тематикой графена.

— Возвращаемся к теме ЕГЭ. Как вы считаете, какие возможности есть у дагестанских школьников и студентов, учитывая пробелы в образовании, реализовать себя в жизни?

— Вы знаете, эта система ЕГЭ окончательно изуродовала сознание школьников, для них просто важно сдать ЕГЭ, получить нужное количество баллов и сдать предмет. А должна быть идеология, которая в школьниках возбуждает интерес, желание, чтобы дальше сами работали, не просто ради каких-то баллов; им надо заниматься самообразованием. Им немножко трудно, потому что на сознательном уровне у них неправильная цель. Не получить знания, а сдать ЕГЭ — это разные формулировки и разные цели. Как следствие, знания детей очень кратковременные, в этом плане у государства это очень большое упущение.

— Вы часто бываете в родном селе? Со школьниками занимаетесь?

— Я не занимаюсь ни репетиторством, ни школьниками. Иногда могу посетить родную школу, поговорить о проблемах.
— И что говорят в школе?

— Первое, я уже вам говорил, это ЕГЭ. Основная проблема школ — учителей сегодня не уважают. Очень часто, почти всегда, их не уважают сами ученики. По стране не уважают профессию, о чем можно говорить? Депутат, который получает несколько сотен тысяч рублей, как может думать о том, как живет учитель, который получает 10 тысяч рублей? Природа человека такова, что это в принципе невозможно, срабатывает животный инстинкт. А нас пытаются обмануть (смеется).

— Ваш отец преподает?

— Отец — учитель труда. Труд — самое главное, труд сделал из обезьяны человека (смеется).

— Он вам тоже преподавал?

— Конечно. Он мне преподавал самый ценный урок — жизненный урок. Самые близкие люди — родители, которые искренне радуются за тебя, а все остальные — в основном люди с масками. Такова, к сожалению, человеческая сущность.

— Среди друзей у вас много физиков?

— Друзья по работе, в институте, университете — все физики. Среди близких есть физики — это одногруппники. А так фактически все с естественнонаучным образованием, техническим, физико-математическим, кто-то политех окончил — так получилось, что у нас общие интересы.

— Какие увлечения у вас есть?

— Как таковых нет. Так, свободное время провожу со своей семьей, книжки читаю. В основном научную литературу, но и художественную тоже. Вот фантастику не люблю. Больше всего из мистических мне понравился роман «Мастер и Маргарита».
— Что предпочитаете из дагестанской кухни?

— Кушаю всё, что ставит на стол жена. Предпочитаю, конечно, хинкал.

И тут я поняла, что дагестанские мужчины предсказуемы, даже если они и физики.

Автор : Патимат Амирбекова

 
По теме
В соответствии с планом воспитательной работы кафедры финансов, аудита и бухгалтерского учета факультета ИСвЭиУ была организована и проведена встреча студентов специальности «Экономическая безопасность» с сотрудником Мин
В рамках проведения профориентационной работы доцент кафедры дизайна и кафедры ГиМУ Дагестанского государственного технического университета Светлана Муллахмедова встретилась с учащимися и преподавателями Профессионально
В Новолакском районе провели дистанционную диагностику несовершеннолетних иностранных граждан по русскому языку - Сетевое издание Голос времени Источник: ИТ-отдел Администрации МР "Новолакский район" В эти дни обучающиеся школ Новолакского района приняли участие в диагностике несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся на территории МР «Новолакский район»,
Сетевое издание Голос времени
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда
«Там я нужнее,  чем на земле» - Дагестанская правда Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил самолет врага, приняв героическую смерть.
Дагестанская правда