В Махачкале в Теаре Поэзии открылся Форум современной музыки "Творческие пересечения - 2017". Егопроводят Министерство культуры республики, Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова, Дагестанское отделение Союза композиторов России и Дагестанское отделение Российского фонда Культуры.
Первым концертом форума стал творческий вечер автора – исполнителя, артиста Дагестанской филармонии БашираБагавдинова под названием «От кумуза до гитары». Этот музыкант одинаково виртуозно владеет и тем и другим инструментом, хотя в технике исполнения есть очень большая разница.
Вступительным словом форум открыла художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль:
«Творчески пересекаться могут самые несопоставимые идеи и мнения. Я хочу начать открытие форума с творчества человека, который очень предан народной музыке. БаширБагавдинов живет этим по-настоящему ежедневно, ежеминутно, это одержимый человек. Когдамы знакомимся слюдьми, наполненными глубоким содержанием, то открываем их для себя, обогащаемся и сами становимся другими. БаширБагавдиновабсолютно преображает музыку, которую исполняет, пропускает через себя тему, добавляет голоса, меняет гармонию. Произведение приобретает новые краски, оттенки и в самом исполнении личное отношение автора очень ощущается».
В концерте прозвучали авторские обработки народных мелодий – кумыкской, лакской, лезгинской, знаменитой песни «По горным дорогам» Сергея Агабабова.
На гитаре музыкант исполнил пьесы классического репертуара – «Романс» Гомеса, «Воспоминание об Альгамбре» Таррега и пьеса БашираБагавдинова «Благословенная». Далее прозвучали три виртуозные пьесы фламенко и музыкант снова взял в руки кумуз,чтобы сыграть собственные обработки пьесы Ахмеда Цурмилова «Тоска», знаменитого «Танца Шамиля» и свои авторские произведения – «Сердце благородного джигита», «Дагестаночка» и «Когда цветут сады».
Между исполняемыми произведениями музыкант делал паузы и рассказывал о себе, давая рукам отдохнуть. Как признается БаширБагавдинов, очень сложно переходить во время концерта с одного инструмента на другой, потому что для игры на них нужна разная длина ногтей и технически в момент игры задействованы разные группы мышц.
БаширБагавдинов стал последователем знаменитого дагестанского кумузиста Рамазана Магомедова, который добавил четвертую струну этому инструменту и расширил его диапазон. Башир постоянно работает с мастерами, совершенствуя кумуз и благодаря его находкам в изменении традиционной конструкции, кумуз в его руках звучит как целый оркестр.
Кроме того, БаширБагавдинов написал учебник – самоучитель по игре на кумузе и написал ряд авторских произведений. Ведущая концерта Ирина Нахтигаль выразила надежду, что в самое ближайшее время эти труды будут опубликованы.
Впервые этого артиста открыл широкой публике ГеоргийГарунов – создатель Клуба Друзей в Дагестанском Доме Дружбы, а в 2016 году Башир Багавдинов вместе с артистами Дагестанской филармонии и Ансамбля Дагестана выступил в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории в рамках Международного фестиваля «Вселенная звука» и покорил столичных слушателей своим мастерством.