Новости города БезФормата.Ru
Махачкала
Главные новости
 
Задать вопрос?

Этика этноса

1507639162 dscn6537 599x798 - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Сергей Лугуев Генезис  Этика этноса - Министерство по национальной политике
Фото: journaldag.ru

Журнала «Дагестан» продолжает публикацию материалов докторской диссертации ученого и этнографа, профессора Сергея Абдулхаликовича Лугуева «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XI-нач.XX в.»

Предлагаем читателям и нашего сайта ознакомится с данными публикациями.

  Целый комплекс этических норм был предписан путникам, попутчикам, встретившимся в пути, по дороге. Нормы эти предусматривали поведение в пути в зависимости от числа путников, их возраста, пола, социального положения и общественного статуса и др. Они различались в зависимости от того, пеший путник, путники или конный, налегке или с грузом, в селение направлялись или из него, находились на спуске или на подъеме и т.д. В каждом случае основная цель всех подобных установок, кроме практической целесообразности, это проявить максимум внимания и уважения к любому встречному на дороге человеку, к попутчику.

 

* * *

Особые этические нормы соблюдались при прохождении через мост. Проходящие обычно держались левой стороны. Возможно, что одна из причин такой нормы объясняется необходимостью наибольшего простора для правой руки (для применения по необходимости оружия, для обмена рукопожатиями). Всадники тоже держались левой стороны моста, но коней с тюками груза или груженых ослов проводили по правой стороне.

  * * *

Стоя на мосту, вести переговоры со встречными или с попутчиками было не принято.

  * * *

При встрече у моста двух отар или стад крупного рогатого скота преимущественное право получал тот из хозяев, пастухов, чабанов, кто шел на подъем, а на плоских участках округи — тот, у которого направление течения реки проходило по правую руку. Рациональная подоплека подобных норм не всегда поддается объяснению, в народе принято было руководствоваться ими как «кодексом предков».

  * * *

Повсеместно существовал запрет на бесцельное пребывание прохожего на мосту, подолгу смотрящего вниз, на воду.

  * * *

Отдельные нормы соблюдали и находящиеся у мельницы. Так, например, отправлять естественные надобности приехавшему на мельницу полагалось в таком месте, с которого мельница не видна. Категорически запрещалось у мельниц, в т. ч. и у заброшенных, петь, танцевать, шутить, сквернословить, громко разговаривать и смеяться.

  * * *

Одна из лакских «дразнилок» звучит так: «Ламуй авIун кIущин байса, гьарахъалий чIукIа байса, лама-цIарайн щин рутIайса» — «Стоя на мосту мочащийся, на мельнице шум поднимающий, на огонь-пламень воду льющий» (о человеке, не умеющем себя вести, не соблюдающем нормы этики).

  * * *

Если на речной запруде купался взрослый мужчина, детям и подросткам присутствовать при этом запрещалось. Если в запруде купалось несколько мужчин, никто из них до конца не оголялся, снимая при этом лишь верхнюю, до пояса одежду.

  * * *

Поведенческие характеристики и нормы общения в заметной степени зависели от времени общения. Здесь имеется в виду и время суток, и различные сезонные отрезки времени.

  * * *

Член общества старался таким образом организовать свой распорядок, чтобы по возможности не отрывать людей от срочного дела. Поэтому визиты к родственникам и односельчанам с просьбами и предложениями принято было наносить, будучи уверенным, что те или тот располагают свободным временем или, во всяком случае, заняты работой, которую можно на время отложить.

  * * *

В периоды различного рода сельскохозяйственных кампаний от подобных визитов старались вообще отказаться, нарушая это правило лишь в исключительных случаях. К подобным периодам относились сезоны вывоза навоза на поля, вспашки и засеивания поля, прополки, жатвы и косовицы, сбора фруктов, стрижки овец, заготовки топлива на зиму и др.

* * *

Раннее утро, начинающееся для женщин с предрассветной поры, было для них одним из самых заполненных работой временем суток. Убрать за собой постель, привести себя в порядок, позаботиться о завтраке для семьи, подоить корову и выгнать ее к пастуху, привести в надлежащий вид комнаты и двор, покормить семью и убрать после завтрака — далеко не полный перечень тех забот и хлопот, которые с зарей ложились на женские плечи. В это время общение женщины ограничивалось двумя-тремя фразами с соседкой.

  * * *

Мужчина по утрам был сравнительно меньше загружен работой — поднимался, как правило, позже жены, матери. Позавтракав, он мог нанести утренний визит соседу, родственнику, односельчанину: обсудить какую-то новость, проблему, попросить о помощи в чем-либо или предложить таковую и др.

  * * *

Рассчитать время визита мужчина старался так, чтобы не отвлекать семью от завтрака, не вынуждать ее членов уступать ему почетное место, подкладывать пришедшему лучшие куски, вынудить хозяйку и детей уединиться для продолжения трапезы в другую комнату, в другой угол комнаты и т.д.

  * * *

Те же этические нормы непременно выдерживались и в период полуденной и вечерней семейных трапез. Иначе говоря, визитер избегал дать повод подумать, что он напросился на завтрак (равно как и на обед, ужин) и тем самым вынудил членов семьи все внимание переключить на собственную персону.

  * * *

С утра до полудня — это наиболее загруженный работой отрезок суток для горца и горянки. Мужчины чинили сбрую и сельскохозяйственный инвентарь, обрабатывали овчину и выделывали кожу, производили текущий ремонт жилого и хозяйственного комплекса, изготовляли деревянную утварь, поддерживали в порядке систему полива и орошения, производили необходимую работу в саду, на пасеке, на хуторе и др.

  * * *

Женщина, кроме всех прочих многочисленных обязанностей, осуществляла присмотр и уход за малолетними и престарелыми.

  * * *

Наскоро пообедав и совершив полуденный намаз, мужчины возвращались к прерванным занятиям. С этого времени до вечерней дойки и начала приготовления ужина женщины могли выбрать какое-то время для взаимных посещений, визитов, обмена новостями, заботами, мнениями по тому или другому событию, происшествию и т.д.

  * * *

Даже в эти минуты женщина чаще всего была чем-то занята: вязанием носков, обуви (вязаные сапоги), шитьем, починкой одежды, перебиранием (очищением от сора) фасоли, гороха и т. д.

  * * *

Собравшаяся вечером в доме семья после совместного ужина, как правило, не расходилась. Это было время суток, отведенное традицией для семейного общения. Глава семьи подводил итоги прошедшего дня, давал оценочные характеристики проделанной членами семьи работы, их поведению и поступкам, советовался с женой и старшими детьми относительно предстоящих затрат, существенных покупок, определял трудовые обязанности на следующий день и проч.

Принимая активное участие в этих общих беседах, хозяйка дома, кроме того, рассказывала мужу о положительных или отрицательных сторонах поведения малолетних и подростков. Участвовали в общей семейной беседе и старшие дети, подавая реплики, задавая необходимые вопросы, почтительно обосновывая полное или частичное несогласие с оценками или решениями родителей.

  * * *

Время суток, приблизительно определяемое как «вечер — поздний вечер», было, кроме того, наиболее приемлемым периодом для взаимных визитов. Чаще всего именно в этот период между ужином и отходом ко сну люди навещали друг друга по делу, из вежливости, просто «на огонек».

  * * *

Заканчивая трудовой день, семья отходила ко сну. Беспокоить людей ночью можно было только в экстренных случаях; производить в селении какой бы то ни было шум категорически воспрещалось.

  * * *

Организация пространства между общающимися тесно связана с традиционными ценностными ориентациями общества.

  * * *

Для народов Южного Дагестана средняя дистанция между двумя общающимися равнялась 45–60 см. Для северных кумыков —75–85 см. Для горцев Центрального Дагестана — в пределах 65–75 см.

  * * *

В общении со старшими по возрасту, общественному и социальному положению, при общении с представителями противоположного пола уровень этот достигал максимума или превышал его. Нередко — в два раза.

  * * *

Дистанция могла и существенно сократиться, например, при общении ровесников — друзей, подруг. Минимальная дистанция была между общающимися женщинами, но намного увеличивалась в ситуациях общения женщины с мужчиной.

  * * *

Одной из особенностей культуры общения народов Дагестана являлось ограничение на телесный контакт.

  * * *

Девушки и женщины при встрече могли обняться, обменяться поцелуями, держать руку собеседницы в своих руках, взять подругу под руку, шутливо ткнуть пальцем в бок, одернуть на подруге платье, поправить платок, воротник, убрать с одежды собеседницы соринку и др. Здесь были, однако, свои ограничения. Например, инициаторами обмена поцелуями выступали, как правило, старшие женщины. Прочие контакты были уместны лишь между родственницами.

  * * *

Злоупотребления телесным контактом в дагестанской женской среде общественным мнением осуждались. Как мы уже отмечали, кумычки составляли некое исключение: в их среде полуобъятия с родственницами, свойственницами (а также с родственниками и свойственниками), с подругами, соседками считались не только допустимыми, но и этикетно обязательными, или, точнее, этикетно затребованными.

  * * *

С конца XVIII – начала XIX в. в мужской среде привились рукопожатия — приветствия. Пожимать руку следовало всей ладонью, придав лицу приветливое выражение: стремление побыстрей освободиться от рукопожатия, равно как и рукопожатие затяжное, считались одинаково неприличными.

* * *

Мужчинам предписывалась крайняя скупость телесных контактов. Встретившись после долгой разлуки, ровесники, родственники и друзья, кунаки, могли легко обняться или положить левые руки на правые плечи, предплечья друг друга при сомкнутых в пожатии правых руках.

  * * *

Любое прочее прикосновение к телу собеседника считалось фамильярно-оскорбительным и совершенно не допускалось в мужской среде. Это правило почти безотказно работало у хунзахских аварцев, чуть в ослабленном варианте у других групп аварцев и еще больше — у аварских народностей Западного Дагестана. Так же обстояло дело и у лакцев, даргинцев, народностей Южного Дагестана, у кумыков.

  * * *

Итак, ведущим принципом этикетных отношений была демонстрация максимума доброжелательности и уважения старшему, к гостю, к женщине, к лицу духовного звания, к представителю администрации или феодального сословия.

  * * *

Крайнюю невоспитанность продемонстрировал бы дагестанец, позволивший себе идти впереди старшего или лица, приравненного к этому статусу.

  * * *

Младший по возрасту мог обогнать старшего на узкой горной тропе и пройти вперед лишь после неоднократных предложений старшего. (Здесь обычное: «Иди вперед, сын (племянник, собственно – «сын брата»), я не тороплюсь, а тебе нужно... успеть»).

* * *

Группа сельчан, куда-либо направлявшаяся, возглавлялась либо духовным лицом, либо старейшинами.

  * * *

В тех редких случаях, когда почетного гостя встречало все селение, впереди находились старшины, старшие джамаата. Иначе говоря, любая группа передвигающихся (или сгруппировавшихся) мужчин возглавлялась старшими по возрасту.

* * *

Если в этих передвижениях принимал участие приезжий, гость, ему, независимо от его возраста, отводилось место во главе процессии, в группе стариков.

  * * *

При многолюдных праздничных или пятничных коллективных молитвах старшие и гости занимали первые ряды.

  * * *

Старшие первыми входили в дом или во двор при каких-либо коллективных посещениях. Старшие первыми рассаживались на наиболее почетных местах (или их рассаживали на эти места) при каких-либо коллективных мероприятиях.

  * * *

Старшие начинали трапезу, старшие первыми выходили из-за стола, первыми прощались с хозяевами и организаторами застолья, первыми выходили из дома, за пределы ворот, усадьбы и т.д.

  * * *

Но при коллективных трапезах по случаю праздника первой борозды, других календарных праздников, едой, блюдами первыми наделялись женщины с маленькими детьми.

 

* * *

Передача предмета из рук в руки осуществлялась только правой рукой. Обеими руками в руку старшего по возрасту передавался любой предмет среднего размера (не крупный и не очень мелкий), например, узелок, дорожный мешок, предмет домашней утвари, инструмент, орудие ремесла и др.

  * * *

Вне зависимости от обстоятельств обеими руками передавались Коран, молитвенник, хлеб и хлебные изделия, головной убор.

  * * *

Сливать воду на руки умывающему старшему или гостю надо было так, чтобы струя была направлена слева направо.

  * * *

Переступать порог дома, хлева, загона, мельницы, тем более мечети или молитвенного дома полагалось только с правой ноги.

  * * *

Невеста переступала порог дома будущего мужа тоже с правой ноги.

  * * *

В туалетное помещение полагалось войти с левой ноги и выйти с правой. Этого же правила старались придерживаться, входя во двор, в комнату покойного и покидая их.

  * * *

Проходить между людьми считалось нарушением этикета; при малейшей возможности двух или более общающихся полагалось обойти слева, оставив за ними правую сторону.

  * * *

Старшему по возрасту встречный обязан был уступить дорогу таким образом, чтобы за первым осталась почетная правая сторона.

  * * *

Отходя от старшего, полагалось сделать полшага назад или в сторону и лишь после этого повернуться к нему спиной и отойти от него влево.

  * * *

У большинства народов Дагестана младший по возрасту на дороге находился слева от старшего. У акушинцев, муэринцев, арчинцев, гинухцев — справа. А цезы, багулалы, чамалалы, хваршины, тиндинцы отводили младшему место с открытой (обращенной в ущелье, в овраг) стороны дороги. В последнем случае младшему приходилось время от времени менять свое расположение по отношению к старшему, и он это делал, обходя того сзади.

  * * *

Если путников было много, самый старший находился в центре процессии, группы, отряда.

* * *

Догнав одинокого путника, младший по возрасту чаще всего подходил или подъезжал к нему слева.

* * *

Догнав двух или более путников, мужчина обычно занимал место справа, и если здесь находились младшие по возрасту, они занимали соответствующие места, обойдя группу сзади.

  * * *

Если почетная сторона дороги, которую уступали старшим, представляла собой опасный участок (крутой, оледенелый спуск, зауженная к обрыву часть дороги, размытый или обвалившийся участок и др.), младший обычно ждал, пока проедет старший, и только после этого продолжал свой путь.

  * * *

Если группа мужчин, расположившаяся для отдыха, проведения схода или ритуального мероприятия, выбирала неровную площадку, то ее верхняя часть отводилась старшим.

  * * *

Даже на ровной площадке считалось неприличным сесть на более высокий камень, чем тот, что выбран старшим.

  * * *

При встрече на дороге конных или пеших путников направляющийся вверх имел ряд преимуществ по отношению к направляющемуся вниз. Первому уступали дорогу, его первым приветствовали, беседа завязаться могла только по его инициативе.

  * * *

Говорить со старшим, находясь по отношению к нему выше (на ступеньках лестницы, на подъеме дороги, на склоне горы и др.) считалось неприличным. Сначала, по этикетным нормам, нужно было спуститься на один уровень со старшим (или, как и в других ситуациях, с категорией, приравненной к старшим), и лишь потом войти с ним в речевой контакт.

  * * *

Если старший, проходя по селению, заговаривал с младшим по возрасту,

высунувшимся из окна или находящимся на лоджии, галерее, на плоской крыше и др., младший со словами извинения (наиболее тактичное — «извини, сейчас я к тебе спущусь») просил разрешения ненадолго прервать беседу и спускался к старшему для ее продолжения.

  * * *

Место хранения Корана — верхняя полка, верхняя ниша, верхняя часть стены с вбитым в нее колышком или гвоздем (Коран в чехле подвешивался на него).

  * * *

При застольях по случаю семейных праздников внутри дома, комнаты столы накрывались для наиболее именитой, представительной части пришедших и односельчан; для остальной части угощение могло подаваться во внутреннем дворе.

  * * *

Наиболее почетных гостей или людей округи состоятельный хозяин мог принять во дворе, в одной из внешних (по отношению ко двору) комнат. Во внутренние комнаты, куда, как правило, можно было попасть, пройдя через внешнюю, приглашались опять-таки наиболее уважаемые, пользующиеся высоким авторитетом члены общества.

  * * *

Мечеть и примыкающая к ней площадь чаще всего располагались в центре селения. Но даже в тех случаях, когда они находились ближе к какому-либо его краю, край этот и был наиболее престижной частью селения.

  * * *

Завести коня во двор спешившийся всадник мог лишь по приглашению хозяина. Без приглашения это могло сделать лицо, занимающее значительное место на социальной лестнице.

  * * *

Нередко в дагестанской среде разыгрывался следующий этикетный церемониал. Лицо, находящееся в близких отношениях с хозяином дома, при визите к последнему оставляло коня снаружи, у коновязи, за пределами дома. Хозяин, поприветствовав гостя, с вежливыми упреками в адрес приезжего, самолично вводил коня приезжего внутрь усадьбы.

  * * *

Старшего во всех случаях приветствовали стоя, в этой же позиции и продолжалось общение, пока со стороны старшего не поступало приглашения присесть.

  * * *

Стоя приветствовали мужчины (в том числе и старше среднего возраста) и уважаемую женщину преклонного возраста. А также женщину, находящуюся в трауре.

  * * *

У себя дома старший мог приветствовать младших родственников сидя, но односельчан встречал стоя, если был не очень стар.

  * * *

Находясь на годекане, самые старшие могли, отвечая на приветствие односельчан, не вставать с места. Если подошедший был из другого джамаата, то оставались сидеть только наиболее старые представители духовенства, административные лица, представители феодального дома.

* * *

Старшая женщина могла сидя приветствовать младших женщин и девушек, а старая женщина – так же и мужскую часть населения, кроме своих ровесников.

  * * *

Всадник приветствовал встречного пешего старшего, сойдя с коня за 5–10 шагов до него и уступая ему правую сторону. Если и встречный был на коне, младший мог поприветствовать его, приостановив лошадь и приподнявшись на стременах. В ответ старшему приподниматься было не обязательно. И в этой ситуации остановить коня и приветствовать старшего, спешившись, считалось высоким проявлением учтивости.

  * * *

Группу женщин мужчина-всадник приветствовал, сойдя с коня. Группа же всадников, приветствуя группу женщин, с коней не сходила, лишь замедляла их аллюр, а один из всадников, старший из них, произносил приветствие – добропожелание.

  * * *

В отдельных обществах старшие мужчины стоя приветствовали победителя в скачках (кайтагские кумыки, лакцы Мукарского участка — жители сел. Дучи, Варай, Камахал и др.; бежтинцы, цезы, гинухцы; цудахарцы) – в День Победы и день-два после нее. То же правило распространялось и на мужчину, прославившего свой джамаат ученостью, щедростью, храбростью и др.

  * * *

Повстречав старшего, всадник — младший по возрасту мужчина, обменявшись приветствиями с последним, разворачивал коня, чтобы следовать за ним. Обычно этой этикетной демонстрации было достаточно: старший с благодарностью предлагал младшему не прерывать пути и продолжать свое продвижение.

  * * *

Ни пеший, ни конный по нормам традиционного этикета не мог пересечь путь старшего. Правила благовоспитанности требовали подождать, пока старший пройдет или проедет. И лишь после этого младший мог продолжить свой путь.

* * *

В своих передвижениях по селению женщины старались как можно меньше контактировать с мужчинами. Завидев группу мужчин, женщина обычно строила свой маршрут таким образом, чтобы пройти мимо них на максимально допустимом расстоянии.

  * * *

Для женщин считалось неприличным переходить дорогу мужчине, ей належало подождать, пока мужчина пройдет. Исключение составляли те случаи, когда женщина шла с каким-либо грузом: кувшином воды, вязанкой дров, мешком с продуктами и др. Пересечь дорогу мужчине в этом случае женщина могла, по поверьям это даже сулило последнему удачу.

  * * *

Пришедший в дом, где остановился гость, вначале приветствовал его, обменивался с ним рукопожатиями и только после этого приветствовал хозяина и остальных.

  * * *

Этот порядок, будучи характерным для большей части дагестанцев, не являлся, тем не менее, единственным вариантом. Андийцы, цезы, ахвахцы, часть лакцев, отдельные селения ашты-кункинцев, кайтагцы, кумыки сел. Башлыкент сначала приветствовали хозяина дома, а затем гостя. Однако в этом случае пришедший в своем приветствии к хозяину произносил слова поздравления с важным событием в его семье – приездом гостя, после чего последнего и приветствовал в самых изысканных выражениях.

  * * *

Самое почетное место в лучшей комнате, у противоположной входу стены, в центре, отводилась гостю. Но занимал он его только после приглашения хозяина. За все время пребывания гостя в доме никто на это место не садился даже в его отсутствие.

  * * *

За стол сначала усаживали гостя, затем других — порядок рассаживания определялся их возрастом, общественным или социальным положением. Самого хозяина к столу приглашал уже гость — без его приглашения хозяин за стол не садился.

  * * *

Оказывая уважение хозяину, его родственникам, джамаату, отъезжающий гость на коня садился только за пределами селения.

* * *

Через селение гость шел в центре провожающих, хозяин дома — слева от него, ближайший родственник хозяина — справа; коня гостя под узды впереди процессии вел кто-либо из младших родственников хозяина. За селением коня разворачивали головой к аулу; гость, попрощавшись со всеми, садился на коня и, развернув его влево – назад, отправлялся в путь. Провожающие стояли до тех пор, пока всадник не скрывался из вида. Сопровождающее лицо провожало гостя до границ угодий джамаата.

  * * *

Вести беседу у ворот своего дома дагестанец мог только с близким родственником им другом, соседом. Со всеми прочими беседовать у своих ворот, дверей, не приглашая в дом, считалось верхом неприличия.

  * * *

Не имея времени или желания зайти с хозяином в его дом, собеседник мог зайти во двор дома для продолжения беседы и тут же ее закончить.

  * * *

Собираясь переступить порог своего дома, дагестанец сначала должен был удостовериться, что на улице нет никого, кто шел бы в его направлении. Скрыться за порогом своего жилья, не дождавшись приближения идущего, считалось оскорбительным для последнего.

  * * *

Не принято было также продолжать свой путь, заметив позади себя на дороге, в поле, на пастбище, в лесу путника и не подождав его.

  * * *

Всадник, повстречавший или догнавший свадебную или похоронную процессию, следуя нормам этикета, некоторое время сопровождал ее, обычно где-то на 10–15 шагов. Лишь затем, развернув коня (налево — назад) и обойдя процессию слева, продолжал свой путь.

  * * *

При встрече с похоронной процессией уместна была и другая норма поведения. Всадник останавливал коня на левой обочине дороги (по ходу движения процессии) головой или левым боком к группе, спешивался, и, прочтя короткую молитву, со скорб­ным видом ожидал ее прохождения.

Первая часть материала.

Журнал "Дагестан"

© News R [1/1] - MoiDagestan.RuОни не смогли реализовать задуманное Полная машина мёртвых толстолобиков и белых амуров пыталась пересечь территориальную границу с Махачкалой.
17.12.2017 MoiDagestan.Ru
img 5133 - Министерство по национальной политикеПредседатель правительства Республики Дагестан Абдусамад Гамидов ответил на вопросы информационно-аналитического портала «Кавказ Сегодня» .
14.12.2017 Министерство по национальной политике
В Международный день инвалидов «СтудФонд» запустил акцию «Все различны – все равны» - Молодая Гвардиявоскресенье, 3 декабря, 2017 - 14:26 Фонд социальной помощи студентам «СтудФонд» проводит акцию «Все различны – все равны», приуроченную к Международному дню инвалидов,
03.12.2017 Молодая Гвардия
Ещё 3 года назад героиня нашего сюжета обучалась на дому и лишь мечтала поступить в ВУЗ.
29.11.2017 РГВК Дагестан
В Кизляре с огромным успехом прошел концерт шансона «За любовь и друзей» - Администрации МО г. КизлярНа сцене кизлярского центра традиционной культуры народов России 28 ноября с большим успехом прошел концерт шансона «За любовь и друзей».
29.11.2017 Администрации МО г. Кизляр
Владимир Васильев поздравил дагестанок с Днем матери - ГТРК ДагестанВ поздравительной речи врио Главы Дагестана обратился ко всем матерям, пожелав крепкого здоровья, мира и благополучия, счастья, любви и заботы родных и близких.
26.11.2017 ГТРК Дагестан
Поздравление главы города Махачкалы Мусы Мусаева с Днем матери - Администрация Махачкалыпоздравление   Муса Мусаев   Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с одним из особенных и светлых праздников – Днем матери!
25.11.2017 Администрация Махачкалы
Добиться полной обеспеченности местами в детских садах в Дагестане поможет федеральная поддержка - Министерство по физической культуре и спортуДобиться полной обеспеченности местами в детских садах в Дагестане поможет федеральная поддержка.
21.11.2017 Министерство по физической культуре и спорту
Дагестан будет на 100% обеспечен собственной рыбой - ГТРК ДагестанВласти региона планируют в ближайшее время учредить комиссию по вопросам обеспечения региона собственной рыбой, а также  определить границы новых рыбопромысловых.
17.11.2017 ГТРК Дагестан
Посещение Дома Петра I в Дербенте - ДГТУСоцио-культурное воспитание оказывает огромное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
16.11.2017 ДГТУ
Учащиеся Верхнедженгутайской школы встретились с представителями духовенства и администрации - Администрация Буйнакского р-наВ рамках дорожной карты Управления образования Буйнакского района по духовно-нравственному воспитанию «Караван духовной истории» в Верхнедженгутайской школе состоялась встреча учащихся 9-11-х классов с представителями ду
13.11.2017 Администрация Буйнакского р-на
На республиканской сельскохозяйственной ярмарке побывал Владимир Васильев - Министерство печати и информации«Впечатления самые положительные. Видно, что люди привезли то, что произвели с душой и любовью.
11.11.2017 Министерство печати и информации
Для этого нужно лишь обратиться в ближайший офис госуслуг и представить необходимые документы.
08.11.2017 РГВК Дагестан
В Энергетическом колледже прошла встреча с представителями духовным управлением Мусульман Дагестана. - Администрация г. КаспийскаПредставители отдела просвещения Духовного управления мусульман Дагестана в беседе с первокурсниками Энергетического колледжа затронули вопросы уважения к близким и окружающими, культуры поведения.
02.11.2017 Администрация г. Каспийска
Уважаемые работники и ветераны службы судебных приставов! - Администрация Буйнакского р-наПоздравляю вас с профессиональным праздником – Днём судебного пристава!
01.11.2017 Администрация Буйнакского р-на
Нажмите для предварительного просмотра изображения - РГВК Дагестан«Душою прикоснусь к природе». В дагестанском Театре кукол проходят детские поэтические чтения.
30.10.2017 РГВК Дагестан
Владимир Васильев: «Наша задача – сохранить это достояние, прививать детям и молодежи любовь и бережное отношение к родному языку, национальной культуре» - Министерство экономики  Врио Главы Дагестана Владимир Васильев поздравил жителей республики с Днем дагестанской культуры и языков.
23.10.2017 Министерство экономики
 «Вас, молодежь разных стран, объединяет общее чувство ценности и цели. Дерзайте, создавайте свое будущее.
18.10.2017 Министерство по национальной политике
Врио Главы республики Владимир Васильев поздравил дагестанцев с Днем учителя - ГТРК Дагестан В своей речи Врио Главы отметил значимость системы образования, как одного из важнейших социальных институтов, который способствует формированию человеческого потенциала нового качества социальных,
05.10.2017 ГТРК Дагестан
Об особенностях нового порядка применения ККТ расскажут на вебинаре с участием представителя ФНС России - УФНС Республики Дагестан6 октября состоится вебинар «Переход на новый порядок применения ККТ». Мероприятие проводит редакция журнала «Налоговая политика и практика».
02.10.2017 УФНС Республики Дагестан
Круглый стол на тему «Духовно-нравственное воспитание как фактор исправления осужденных: опыт, методы и перспективы» прошел накануне в здании УФСИН России по РД, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе республиканского ведомства.
29.09.2017 РИА Дагестан
Суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Эребуни-Нубарашен рассмотрит громкое дело о взятке.
18.12.2017 Кавказский узел
В ходе вооруженного конфликта на Северном Кавказе за неделю с 11 по 17 декабря 2017 года пострадали не менее шести человек, из них четверо погибли и двое получили ранения.
18.12.2017 Кавказский узел
Место проведения спецоперации в Губдене. 17 декабря 2017 года, село Губден.  Фото: скриншот видео https://www.youtube.com/watch?v=NsHvJWzxvDc - Кавказский узелУбитый при спецоперации в Дагестане Алигаджи Хамутаев был причастен к убийству восьми человек и участвовал в нападении на автоколонну МВД, заявили силовики.
17.12.2017 Кавказский узел
губден.JPG - Махачкалинские известия
В селе Губден ликвидированы трое оказавших сопротивление боевиков
Трое боевиков, ранее заблокированные в селе Губден Карабудахкентского района Дагестана, и оказавшие сопротивление правоохранителям, ликвидированы.
Махачкалинские известия
Фото_новость - Свободная Республика
Дознаватель из Кайтагского района требовал взятку
В отношении дознавателя отделения дознания ОМВД РФ по Кайтагскому району возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст.30, ч. 3 ст.
Свободная Республика
Фото_Приговор еще одному убийце - Свободная Республика
Махачкалинка ответит за жестокое убийство отца
Завершено расследование уголовного дела в отношении жительницы города Махачкалы.
Свободная Республика
ДЕРБЕНТ, 16 декабря – РИА «Дагестан». В Дагестане продолжается фестиваль-форум национальных культур «Дербент – перекресток цивилизаций».
16.12.2017 РИА Дагестан
Мастер-класс  руководителей ансамбля «Солнечная радуга» из  Перми Юрия и Любови Николаевых прошел в Кизляре - Министерство культуры16 декабря в целях сохранения русской и казачьей культуры в Доме культуры г.Кизляра состоялся мастер-класс по русскому танцу для хореографов и балетмейстеров творческих коллективов.
16.12.2017 Министерство культуры
В Махачкале состоится фестиваль «Маленькие горцы» - Министерство культуры18 декабря в Махачкале в Большом зале Русского театра в 14.00 состоится фестиваль «Маленькие горцы».
16.12.2017 Министерство культуры
ансамбль.jpg - Махачкалинские известия
Ансамбль «Лезгинка» выступит перед личным составом вооруженных сил РФ в Сирии
Как сообщили «МИ» в пресс-службе Государственного академического заслуженного ансамбля,  артисты отправились на гастроли сегодня, 14 декабря.
Махачкалинские известия
кала корейш.png - Махачкалинские известия
Фонд «Пери» представил в Лондоне выставку «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейш»
Сегодня в британском музее Виктории и Альберта открылась выставка «Слова камней.
Махачкалинские известия
даргинская культура.JPG - Махачкалинские известия
В Махачкале началась Неделя даргинской культуры
  С 2016 года в республике реализуется проект «Неделя поэтической, театральной, музыкальной культуры народов Дагестана».
Махачкалинские известия
photo_2017-12-17_23-15-15.jpg - Махачкалинские известияФутбольный матч между командами «Сборная Южного Дагестана» и «Судостроитель» в поддержку Сулейманова Керимова состоялся 17 декабря на стадионе имени двукратной олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исинбаевой.
18.12.2017 Махачкалинские известия
Дагестанец Нурмагомед Гаджиев стал чемпионом Азербайджана по вольной борьбе - Махачкалинские известияБорец вольного стиля, уроженец Шамильского района РД Нурмагомед Гаджиев завоевал золотую медаль чемпионата Азербайджана по вольной борьбе в весовой категории до 97 кг.
18.12.2017 Махачкалинские известия
Махачкалинский клуб "Анжи" покидают футболисты Адлан Кацаев и нападающий Константин Базелюк.
17.12.2017 Кавказский узел
Хабиб Нурмагомедов опроверг слухи о плохом самочувствии - Махачкалинские известия
Хабиб Нурмагомедов опроверг слухи о плохом самочувствии
Боец Хабиб Нурмагомедов, проходящий в США подготовку к бою с бразильцем Эдсоном Барбозой, заверил фанатов, что готов к поединку и чувствует себя отлично.
Махачкалинские известия
прием граждан Муслим.jpg - Махачкалинские известия
Депутат парламента Дагестана Муслим Гиндиев рассмотрел обращения граждан в приемной «Единой России»
Депутат Нaродного Собрания Дaгестaнa, генеральный директор ПАО «НК «Роснефть» – Дагнефть» Муслим Гиндиев рассмотрел обращения граждан 14 декабря в Общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведе
Махачкалинские известия
Алексей Солосин - Свободная Республика
ФК «Анжи» покинули три футболиста
В пятницу, 15 декабря, футбольный клуб «Анжи» из Махачкалы объявил о расторжении контрактов с тремя футболистами.
Свободная Республика
Место проведения спецоперации в Губдене. 17 декабря 2017 года, село Губден.  Фото: скриншот видео https://www.youtube.com/watch?v=NsHvJWzxvDc - Кавказский узелУбитый при спецоперации в Дагестане Алигаджи Хамутаев был причастен к убийству восьми человек и участвовал в нападении на автоколонну МВД, заявили силовики.
17.12.2017 Кавказский узел
Сегодня, 17 декабря, врио Председателя Правительства РД Абдусамад Гамидов побывал на площадке, где близится к концу строительство нового корпуса махачкалинской школы №10 по улице Ю. Акаева.
17.12.2017 РИА Дагестан
В доме в селе Губден, где были убиты трое предполагаемых боевиков, силовики обнаружили удостоверение депутата собрания депутатов муниципального образования "Карабудахкентский район", сообщил информированный источник.
17.12.2017 Кавказский узел
Бронетранспортер привлекли сотрудники Росгвардии, чтобы помочь вытащить упавший в реку автомобиль в горах Дагестана, сообщил РИА "Дагестан" источник в экстренных службах республики .
17.12.2017 РИА Дагестан
В воскресенье, 17 декабря, Врио Главы Дагестана Владимир Васильев посетил инвестиционную площадку «Уйташ», где продолжается строительство объектов инженерной инфраструктуры.
17.12.2017 РИА Дагестан