Новости города БезФормата.Ru
Махачкала
Главные новости
 
Задать вопрос?

Этика этноса

11233278 739286966177288 6082669294333672798 o 950x582 950x582 - Министерство по национальной политике
Марат Лугуев Наука - Министерство по национальной политике
Марат Лугуев Наука - Министерство по национальной политике
Марат Лугуев Наука - Министерство по национальной политике
Фото: journaldag.ru

Сергей Абдулхаликович Лугуев. Ученый, энциклопедист, автор более двух сотен научных публикаций и одиннадцати монографий о народах Дагестана. Историк, этно­граф. Профессор, доктор наук. Полевик, побывавший в экспедициях по всей республике.

Подборкой цитат из его докторской диссертации «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XIX – нач. XX в.» мы начинаем серию публикаций в нашей новой рубрике о науке.

Национально-культурные стандарты общения стереотипны, устойчивы, сохраняются веками без изменений, порою уходя своими корнями в глубочайшую древность. Они являются общепринятой социальной нормой, с помощью которой общество осуществляет контроль над индивидуумом. Механизмом передачи норм культуры поведения, этикета из поколения в поколение служит обычай в широком смысле слова (включая обряд и ритуал), являющийся опорой и основой всех этнических традиций.

Может ли человек любого общества вытереть с лица пот, когда ему заблагорассудится, чихнуть, зевнуть, почесаться? Нет, и не нами впервые это сказано. Мимика, жест, поза, обращение, речь, проявление дружелюбия, безразличия или враждебности, манера почесываться, сморкаться, вытирать пот и облизывать губы – все это в определенных ситуациях или «разрешено», «обязательно», или «запрещено», «постыдно», «преступно».

Неукоснительно соблюдаемые правила общежития вытекали из коллективных условий жизни дагестанских обществ. Поведение индивидуума или группы лиц должно было не нарушать сложившиеся условия и механизмы жизнедеятельности общины, джамаата.

Совершенно не допускалось шумное поведение в пределах селения в ночное время, в непосредственной близости у дома тяжелобольного, у перенесшего горе, беду. В группе келебских селений исключение делалось для кузнецов, в преддверии сельскохозяйственной страды изготовляющих или ремонтирующих орудия членов джамаатов.

*    *    *

По неписаным адатам даргинцев Сюргинского участка, в случае болезни престарелого уважаемого человека, громко кричащих ослов, ржущих лошадей, лающих собак их хозяева на время выводили за пределы селения. В подобных же случаях в селениях Ахтыпарынского союза чауш в преддверии вечерней молитвы требовал от жителей того или иного квартала соблюдения тишины. Если в селении был траур, свадебные и прочие торжества либо откладывались, либо – с разрешения, благословения пострадавших – проводились без излишнего шума, без музыки, в атмосфере сдержанных эмоций.

«Не станут никогда

В одном конце аула

Справлять рожденье,

И свадьбу затевать,

Когда умершего

Оплакивает мать

И вся родня –

В другом конце аула».

*    *    *

Во всех горских и плоскостных селениях люди придерживались целого комплекса неписаных, но неукоснительно соблюдаемых правил. Например, запрещалось размещать или складывать материалы (камни, бревна, жерди, кизяк и др.) так, чтобы они загораживали подход, подъезд к чьему-либо дому, к группе домов, к кварталу. Сжигая мусор или разжигая костер, надо было следить, чтобы дым и газ не наполняли чей-либо двор. Взрослые категорически запрещали детям проводить свои шумные игры рядом с домом больного, раненого.

*    *    *

Каждый хозяин постоянно следил, чтобы участок улицы, прилегающий к его дому, был удобен для пешеходов и проезжих: бугры сглажены, рытвины и лужи засыпаны галькой, щебнем, песком, зимой убран снег, сколот лед. Совершенно не допускалось выливание нечистот и помоев на улицу, складывание, ссыпание за пределами усадьбы пришедшего в негодность старья, сваливание навоза.

*    *    *

В селении, в джамаате, между соседями, родственниками одалживалось почти все, начиная с продуктов и утвари и кончая скотом и сельскохозяйственным инвентарем. Пойти за необходимым к родственнику или односельчанину, минуя соседа, было равносильно нанесению ему обиды. Точно так же можно было обидеть друга, обратившись за чем-либо не к нему, а к другому односельчанину. Вообще, одолжить что-либо, взять что-либо во временное пользование, взаймы, не считалось унижением для одной стороны и приравнивалось к акту уважения и доверия по отношению к другой стороне.

*    *    *

Одним из доминирующих принципов в общении было подчеркнуто уважительное, доброжелательное отношение к отдельному лицу или группе лиц. Главная мотивация такого поведения заключалась в стремлении не задеть гордость и самолюбие партнера или партнеров по общению, не ущемить их достоинства невниманием, излишней фамильярностью, недостаточной почтительностью. Некая вольность в общении, шутливо‑грубоватый тон взаимных пикировок на людях был допустим только в общении друзей, представителей старшего поколения, не находящихся в отношениях свойства или родства, знающих друг друга не один десяток лет. Между родственниками и свойственниками такое поведение исключалось, считалось неуместным.

*    *    *

С подчеркнутым уважением младшее поколение относилось к родственникам отца и матери, к старшим членам патронимии, тухума, к любому представителю старшего поколения джамаата. Любой старший не только имел право, но и был обязан сделать замечание нарушителю установленных норм поведения. Получивший такое замечание, а также его родители и родственники воспринимали это как должное, само собой разумеющееся. Пройти мимо детей, подростков, юношей, молодых мужчин и при необходимости не призвать их к порядку, не сделать уместное замечание, не высказать по соответствующим поводам своего неудовольствия было бы в глазах общественного мнения актом недружелюбия, недоброжелательности, затаенной обиды или неприязни и даже враждебного отношения.

*    *    *

В разговоре, в общении со старшим исключались – в какой бы то ни было форме – проявления панибратства и фамильярности. При случайных встречах следовало спросить старшего, не нужна ли ему какая-нибудь услуга. К старшему почтительно подводили коня особым образом: младший держал коня под уздцы, разворачивал его таким образом, чтобы старшему удобно было садиться, передавал ему узду, а затем помогал сесть в седло, поддерживая правое стремя. Если старший спешивался, те же знаки внимания оказывались в обратном порядке: младший придерживал правое стремя, почтительно брал из рук седока поводья и отводил коня в сторону. Отказ от оказания той или иной услуги следовало вразумительно обосновать и найти слова извинения за вынужденный отказ.

*    *    *

Со старшим по возрасту надлежало говорить, не глядя в глаза, обращая взор на собеседника лишь изредка. У северных кумыков для подобных случаев сложилась своя манера держаться: младший слушал старшего, чуть склонив голову и слегка развернув ее влево.

*    *    *

Старшего окликать не полагалось, для осуществления акта коммуникации следовало подойти к нему, попасть в поле его зрения и потом уже спросить, готов ли он выслушать, когда и где ему было бы удобно это сделать. Окончание общения зависело от старшего: младший ждал, когда ему разрешат отойти или когда старший по возрасту отойдет сам.

*    *    *

В присутствии людей старше среднего возраста любые темы, касающиеся отношений полов, считались запретными. Исключались из речи вульгарные слова, сочетания и обороты. Подростки, юноши, тем более дети, при старших не смели громко разговаривать и смеяться. Жесты и мимика их сводились к минимуму, считалось недопустимым сидеть вразвалку, в позе «нога на ногу», стоять, подбоченясь, заложив руки за спину, скрестив их на груди; ковыряться в носу, копаться палочкой в зубах, почесываться, зевать, сморкаться, плевать.

*    *    *

Брань, высказывание оскорблений в адрес жены и рукоприкладство общественным мнением резко осуждалось. Ярлык «бьющий жену», «наносящий жене побои» (авар. «чIужу бухулев», лак. «щарссадатту») для мужчины считался унизительным, наносил ущерб его достоинству.

*    *    *

Адатные установления и общественные требования морально-этического плана переплетались, дополняя и уточняя друг друга, и их причинно-следственные соотношения не всегда можно установить.

Например, бревна, выловленные из реки в период половодья, лесной повал и хворост, строительный камень, добытый из карьера или собранный у реки, складывались отдельными штабелями, кучами. В таком состоянии все это могло пролежать долгие месяцы, пока хозяин не найдет время для доставки собранного домой. Вплоть до предвоенных лет у жителей сел. Аркас, Буглен, Дженгутай, Казанище, Манасаул, Кафыркумух, Халимбекаул, Эрпели, расположенных на путях, связывающих предгорья с горами и высокогорьем, имелись специальные места. Туда население выносило молоко и молочные продукты, фрукты, овощи и оставляло там безо всякого присмотра. Прохожие и проезжие, зная места расположения этих «безлюдных базаров» и имея ориентацию в местных ценах, брали здесь необходимое и оставляли соответствующую сумму денег.

*    *    *

Весьма характерен с этой точки зрения перечень «вещей, считавшихся среди дагестанского простонародья в прошлое время признаком счастья», составленный Гасаном Алкадари: «Верховой жеребец породы светло-серых лошадей казахского магала или светло-гнедых лошадей Карабаха; пистолет или ружье, изготовления, получившего в свое время в Крыму известность, или же медьярское оружие, изделия некого Сарали, тамошнего же; хороший кинжал, изготовленный в селении Казанище и выделанный мастером по имени либо Базалай-Али, либо Абдул-Азиз; хорасанская сабля или острая сабля выделки Исфаганского Уста-Асада, либо египетского изготовления». Список этот дан, правда, в отношении «рядового кубачинца», но с незначительными вариациями вполне подошел бы к любому узденю Дагестана.

*    *    *

Женщина всю свою жизнь находилась под защитой и покровительством отцовского дома, отцовской родни, тухума, всегда готовых выступить на ее защиту в случае чрезмерных притеснений в ее новой семье. Не оставалась в стороне в подобных случаях и материнская родня. Значительная часть внутритухумных, межтухумных и межджамаатских конфликтов, столкновений и других серьезных неурядиц происходила из-за обиды, нанесенной женщине.

*    *    *

В межтухумных, межобщинных столкновениях, когда кварталы или селения целиком находились на «военном положении», женщины свободно передвигались и по селению, и выходили за пределы его, будучи абсолютно уверенными, что вражда их непосредственно не коснется.

Полевой материал изобилует сведениями, что, объединив усилия, женщины примиряли враждующие тухумы или джамааты. Так было снято напряжение между годоберинскими тухумами МичIибе и Пашабе, бежтинскими тухумами Гамолал и Анжолал, между тухумами Букьали в сел. Эреси и Юсупали в сел. Кьарах у багулалов и др.; вмешательство женщин предотвратило кровавое столкновение каратинцев и ахвахцев, гидатлинцев и бежтинцев, бежтинцев и тлядальцев и др.

*    *    *

Примерно до начала – середины XIX в. в горах Дагестана удерживался обычай, согласно которому группа мужчин стоя приветствовала проходящую мимо уважаемую пожилую женщину, а также недавно овдовевшую или потерявшую близкого человека чью-то жену, мать, сестру, близкую родственницу преследуемого или находящегося в изгнании кровника.

*    *    *

У тиндинцев считалось недопустимым участие мужчины в увеселительных собраниях, если у него серьезно больна жена. Даже зайти к другу, соседу, посидеть на годекане он мог лишь ненадолго.

*    *    *

Согласно принятым в обществе нормам, двое или более негромко беседующих мужчин должны были повысить голос, если мимо проходила молодая женщина или девушка. Чтобы она могла убедиться – говорят не о ней.

*    *    *

Выяснение отношений, ссоры, брань в присутствии женщин приравнивались к бесхарактерности, малодушию. Совершенно не допускалось употребление бранных слов и выражений, скабрезностей, двусмысленных шуток и намеков, если женщина, группа женщин могла все это слышать.

*    *    *

Критические высказывания в адрес девушки или женщины допускались в группе мужчин лишь в том случае, если здесь же присутствовал отец, дядя, муж, брат этой женщины.

*    *    *

У народов Южного Дагестана считалось, что мужчине долго идти по дороге в непосредственной близости от впереди идущей женщины неприлично. По местным этическим нормам следовало подождать, пока женщина отойдет на значительное расстояние и только потом продолжить свой путь, либо со словами извинения («Извини, я очень тороплюсь») перегнать женщину, обойдя ее с левой стороны.

*    *    *

Мужчина, опорочивший себя в глазах общества недостойным поступком (воровством, проявлением малодушия, жадности и проч.), у гунзибцев подвергался бойкоту со стороны женщин и, прежде всего, со стороны близких родственниц. Пока административное (старейшина, староста) или духовное (дибир, мулла) лицо публично не снимало с провинившегося его вину, женщины вели себя так, будто человека и вовсе не существует.

*    *    *

О чем-то спросить, в чем-то проинформировать группу женщин мужчине разрешалось лишь в том случае, если в группе находились его мать, жена, сестра; при этом мужчина обращался только к «своей» женщине.

*    *    *

У северных кумыков мужчина, заметив идущую навстречу молодую женщину или девушку, не состоящую с ним в родстве, заворачивал в первый попавшийся переулок, либо строил свой маршрут таким образом, чтобы между ними оставалось как можно больше пространства. Тем самым он избавлял ее от соответствующих манипуляций: по этическим нормам она должна была пройти как можно дальше от встречного мужчины.

*    *    *

У южных (кайтагских) кумыков мужчина при разговоре с молодой женщиной или девушкой должен был смотреть в сторону и вниз, чтобы не создалось мнение, что он разглядывает собеседницу.

*    *    *

Приближаясь к группе работающих или отдыхающих женщин, мужчина должен был обойти их стороной. Если это было невозможно, пеший мужчина, приблизившись к группе и поприветствовав ее, просил простить его за причиняемое беспокойство и спрашивал разрешения пройти мимо. Всаднику в подобной ситуации достаточно было спешиться, коротко поприветствовать женщин, пройти мимо собравшихся и сесть на коня, уже миновав группу.

*    *    *

Приблизившийся к двум и более беседующим женщинам, мужчина должен был подождать, пока на него обратят внимание и спросят, что ему нужно. Только после этого мужчина обращался с вопросом, предложением, просьбой к отдельной женщине или ко всей группе: перебивать их беседу считалось неприличным.

*    *    *

В случаях, когда отец по отношению к сыну или дочери допускал несправедливость, ошибочно выговаривал, заблуждался в отношении намерений или действий своих детей, отстаивать правоту и свою невиновность последним предписывалось спокойно, мягко, ненавязчиво. Полагалось дать остыть отцовскому гневу, выждать, когда он успокоится и только после этого объясниться с ним. Делать это надо было, оставшись с ним наедине. О присутствии в подобной ситуации постороннего, не являющегося членом семьи, и речи не могло быть.

*    *    *

Сын или дочь, в обход традиции, в отсутствие отца могли себе позволить оспорить исходящие от матери распоряжения, решения, открыто выразить свое недовольство, настаивать на своей правоте, невиновности и т. д. Однако даже в этих случаях, как правило, за матерью оставалось последнее слово.

*    *    *

Отойти ко сну, когда мужа нет дома, для жены считалось недопустимым: полагалось за какими-то домашними хлопотами, рукодельем и проч. дождаться его возвращения. Весьма характерна в этом отношении притча, записанная нами в 1986 г. в с. Кидеро (цезы) у 70‑летней Саитбековой Написат.

Собираясь накормить ужином запоздавшего на годекане мужа, жена нечаянно сломала деревянную ложку.

«Не расстраивайся», – сказал муж и, повозившись в своем углу, достал оттуда перед изумленной женой деревянный черпак, дуршлаг и десяток ложек.

«Откуда это?» – спросила жена.

«Вот ты меня часто упрекаешь, что я каждый вечер допоздна засиживаюсь в компании мужчин. Как видишь, пока ты дома бездельничала, я там кое-что делал».

Ничего не ответив на слова мужа, жена вынесла из другой комнаты огромный мешок и молча вывалила перед ним груду великолепно орнаментированных шерстяных носков.

«Откуда это?» – пришла очередь изумляться мужу.

«А это результат моего безделья, пока ты засиживаешься в мужской компании», – последовал ответ.

 

*    *    *

Разговоры о муже и тем более о жене по существующим этическим нормам сводились к минимуму. Несколько менее жестко, но те же этические рамки соблюдались мужчиной в отношении дочери, сестры, любой родственницы. Хвалебные речи в адрес супруга или супруги считались неуместными: если в первом случае это расценивалось как нарушение элементарных поведенческих норм, то во втором рассматривалось как верх неприличия.

*    *    *

Говорить хвалебное о супруге женщина могла только в плаче по поводу его смерти. Отсюда и лакское проклятие: «Да услышим мы твои восхваления в адрес мужа!» Похвалу в адрес мужа, сына, отца, брата женщина воспринимала сдержанно, не проявляя видимого удовольствия, переводя разговор на шутливый тон. Реакция мужчины в подобных ситуациях была острее: он высказывал крайнее смущение, уверял собеседников, что они переоценивают качества упоминаемого, просил переменить тему разговора или покидал своих собеседников. Исключение делалось в отношении людей умерших, но и здесь ближайший родственник только молча слушал, участия в разговоре не принимал.

*    *    *

Отношение детей, малолетних и взрослых к дедам и бабкам было более открытым, сердечным, гораздо менее сдержанным, чем к родителям. Выказывая по отношению к ним уважение и глубокое почтение, внуки в то же время были с ними откровенно ласковыми и в ответ получали такую же ласку. Дед, держащий на коленях внука, внучку, утешающий успокаивающий, развлекающий их, – обычное явление для горцев Дагестана. Этические нормы поведения у кумыков и в этом отношении были несколько жестче. Очень часто деды и бабки были поверенными в каких-то личностных, «секретных» устремлениях и чувствах своих внуков и выступали в качестве посредников – защитников их интересов перед родителями.

*    *    *

Особое положение занимал дядя по матери. У некоторых народов Западного Дагестана (тиндинцы, багулалы, чамалалы, хваршины) имя для новорожденного (правда, согласовав этот вопрос с его отцом) выбирал брат матери.

У северных кумыков родители новорожденной, желающие назвать ее Кистаман («къыз таман» – «хватит девочек»; имя чаще всего давалось в тех случаях, когда у супругов рождались одна девочка за другой), брали на это символическое разрешение у старшего брата супруги. Так же обстояло дело у самурских лезгин в отношении имени Бесханум (в том же значении).

По обычаям гидатлинцев оружие, а по возможности и коня, в год совершеннолетия племянника дарил ему дядя по матери. По обычаям жителей отдельных лакских селений (Варай, Дучи, Иниша, Курла), а также населения Сюргинсого участка, он же возглавлял процессию сватов со стороны своего племянника. В лакском селе Балхар сохранились речевые обороты, в которых неумение, нерасторопность, невоспитанность и прочие недостатки молодого человека ставились в вину дяде по матери. Обвиняя его в неловкости, в незнании и неумении, балхарцы говорили: «Проклятье твоему дяде по матери, ты топор в руках держать не умеешь! (плохо сидишь верхом, не проявляешь сообразительности, проявляешь невоспитанность и др.)»

Редакция благодарит Зарему Дадаеву за представленные в материале редкие фотографии из собрания Музея истории города Махачкалы


Глава Дагестана провел общереспубликанское родительское собрание - Президент Республики ДагестанСегодня, 18 августа, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов провел общереспубликанское родительское собрание в детском оздоровительно-образовательном центре «Солнечный берег».
18.08.2017 Президент Республики Дагестан
Мухтарбий Аджеков возглавил Ногайский район - РИА Дагестан18 августа в администрации Ногайского района состоялась 9-я очередная сессия Собрания депутатов муниципального района 6-го созыва, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.
18.08.2017 РИА Дагестан
В Махачкале продолжается работа по упорядочению бесхозяйных инженерных сетей - Администрация Махачкалыжкх   инженерные сети    В столице Дагестана по поручению главы города Мусы Мусаева будут усилены меры по упорядочению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
18.08.2017 Администрация Махачкалы
20170817 152752 - Министерство по национальной политикеМасштабный проект Республиканского центра русского языка и культуры «Дагестан в многонациональной семье российских народов» включает в себя три подпроекта.
18.08.2017 Министерство по национальной политике
«Многие дагестанцы, где бы они не жили, проявляют естественное для каждого человека и народа желание к восстановлению родственных связей, укреплению дружбы и сотрудничества,
18.08.2017 Министерство по национальной политике
1213 - Министерство по национальной политикеСеминар-совещание Союза женщин Дагестана прошел 17 августа в администрации города Махачкалы.
17.08.2017 Министерство по национальной политике
Рамазан Абдулатипов принял участие в совещании руководителей правоохранительных органов СКФО - Президент Республики ДагестанВ четверг, 17 августа, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Северо-Кавказского федерального округа под председательством заместителя Ген
17.08.2017 Президент Республики Дагестан
Власти Буйнакска встретились с представителями общественных организаций города - РИА Дагестан17 августа врио главы Буйнакска Исламудин Нургудаев встретился с представителями общественных организаций города, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе администрации муниципалитета.
17.08.2017 РИА Дагестан
SAM 1567 - Министерство по национальной политикеПродолжается проект «Дагестан в многонациональной семье российских народов».
17.08.2017 Министерство по национальной политике
«Лучшая часть Кавказского фольклора – это наши танцы: музыка, костюмы, хореография – все это в высшей степени восхищало.
17.08.2017 Министерство по национальной политике
Курбан Нажмудинов возглавил Управление Главы и Правительства Дагестана по вопросам местного самоуправления - РИА ДагестанУказом Главы Дагестана  Курбан Магомедович Нажмудинов назначен на должность начальника Управления Главы и Правительства РД по вопросам местного самоуправления.
17.08.2017 РИА Дагестан
Глава Дагестана провел рабочие встречи с руководителями Избербаша и Каякентского района - Президент Республики ДагестанВ среду, 16 августа, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов провел рабочие встречи с руководителями ряда муниципалитетов республики.
16.08.2017 Президент Республики Дагестан
Отделение Фонда провело очередное семинар-совещание с уполномоченными городов и районов.
16.08.2017 ФСС
Расул Ибрагимов посетил молодежный форум «Машук» - Министерство трудаРуководитель Минтруда РД Расул Ибрагимов посетил форум «Машук». В ходе визита Расул Ибрагимов посетил шатер с делегацией из Дагестана.
16.08.2017 Министерство труда
Роспотребнадзор разъясняет: о правах потребителей, связанных с расторжением договора о реализации туристского продукта,
16.08.2017 Роспотребнадзор
Дагестанская шпажистка – победитель Спартакиады-2017 - Комитет по ветеринарии13 августа дагестанская шпажистка Айзанат Муртазаева стала победителем VIII летней Спартакиады учащихся России, которая проходит в Ростове-на-Дону.
16.08.2017 Комитет по ветеринарии
Михаил Кожухов рассказал о путешествии по Дагестану - Комитет по ветеринарииИзвестный путешественник и телеведущий Михаил Кожухов опубликовал в блоге Клуба путешественников историю поездки по Дагестану.
16.08.2017 Комитет по ветеринарии
Начиная с 25 сентября 2017 года в соответствии с Уставом РАН на Общем собрании членов РАН будут проводиться выборы президента РАН, членов Президиума РАН, вице-президентов, главного ученого секретаря,
16.08.2017 ДНЦ РАН
В Махачкале прошел семинар-совещание Союза женщин Дагестана - Администрация МахачкалыСоюз женщин   Сегодня, 17 августа, в актовом зале мэрии Махачкалы состоялся семинар-совещание Союза женщин Дагестана.
17.08.2017 Администрация Махачкалы
В Махачкале продолжается работа по упорядочению бесхозяйных инженерных сетей - Администрация Махачкалыжкх   инженерные сети    В столице Дагестана по поручению главы города Мусы Мусаева будут усилены меры по упорядочению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.
18.08.2017 Администрация Махачкалы
Депутаты Ногайского района из двух кандидатур на пост главы муниципалитета выбрали сегодня Мухтарбия Аджекова.
18.08.2017 Кавказский узел
Закарья Амиров ушел с поста мэра Буйнакска
Сегодня, 28 июля, мэр города Буйнакск Закарья Амиров сложил свои полномочия.
Свободная Республика
В Буйнакске назначен и.о. первого заместителя главы города
Решением врио главы городского округа Тагира Кудаева исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации городского округа «город Буйнакск» назначен Исламудин Нургулаев.
Свободная Республика
Ландшафтный пожар в Ростовской области. 17 августа 2017 г. Фото Вячеслава Прудникова для "Кавказского узла" - Кавказский узелДома жителей станицы Верхнекундрюченской загорелись в ходе пожара в Усть-Донецком районе, рассказали очевидцы.
18.08.2017 Кавказский узел
Игорь Нагавкин. Фото RFE/RL - Кавказский узелНагавкин Игорь Борисович - председатель правления Волгоградской организации социальной и правовой защиты осужденных и заключенных под стражу, эксперт Общероссийского движения «За права человека» в Южном Федеральном округе,
17.08.2017 Кавказский узел
Гражданин Азербайджана пытался пересечь границу, используя паспорт брата-близнеца - РИА ДагестанГражданин Азербайджана пытался пересечь российскую границу в автомобильном пункте пропуска «Яраг-Казмаляр» Магарамкентского района Дагестана, используя заграничный паспорт своего брата-близнеца,
18.08.2017 РИА Дагестан
Фото_Убийца отправится под суд - Свободная Республика
Мошенничество с материнским капиталом
В отношении троих жительниц города Избербаш возбуждены три уголовных дела по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.
Свободная Республика
1474550396_magomed-nurbagandov - Свободная Республика
Прокуратура РД не согласилась с приговором в отношении убийцы героя России Магомеда Нурбагандова
Прокуратура Дагестана обжаловала приговор в отношении соучастника посягательства на жизнь Героя России Магомеда Нурбагандова в связи с мягкостью назначенного наказания.
Свободная Республика
скачанные файлы - Свободная Республика
Убийца Магомеда Нурбагандова приговорен к 17 годам лишения свободы
Собранные следственными органами СК РФ по РД доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении Азиза Джамалутдинова.
Свободная Республика
Глава Буйнакского района принял участие в традиционном празднике "Инныртюп" - Администрация Буйнакского р-наЖители Буйнакского района свято чтят свои обычаи, любовь к земле, уважение к старшим и своему прошлому, бережно храня свое культурное наследие.
18.08.2017 Администрация Буйнакского р-на
В Хунзахском районе прошел Республиканский конкурс на лучшее развитие туризма в муниципалитетах - РИА ДагестанВ селе Хунзах во Дворце культуры имени Шахрудина Шамхалова 16 августа прошел Республиканский конкурс на лучшую организацию туристической деятельности в муниципальных образованиях,
17.08.2017 РИА Дагестан
Концерт «Лезгинки» прошел в Сыктывкаре - Министерство культурыСольный концерт Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» прошел вчера в городе Сыктывкар Республики Коми.
18.08.2017 Министерство культуры
От Рюриковичей  до наших дней - Дагестанская правда
От Рюриковичей до наших дней
Вчера в кабинете Главы республики Рамазана Абдулатипова состоялось обсуждение актуальных вопросов, связанных с реализацией проекта создания музея «Россия – моя история»,
Дагестанская правда
Страна Дидоэтия,  или Как меня посвящали в дидойки - Дагестанская правда
Страна Дидоэтия, или Как меня посвящали в дидойки
Ни один фотоаппарат не сможет передать красоту, ведущую тебя все выше и выше по отвесным скалам, прямо в небо, где четко слышен клёкот орла.
Дагестанская правда
матильда - Свободная Республика
Дагестан и Чечня против Матильды
Первый вице-премьер Республики Дагестан Анатолий Карибов обратился к министру культуры России Владимиру Мединскому с просьбой исключить из прокатного удостоверения фильм «Матильда»,
Свободная Республика
Профилактическую беседу  об опасности терроризма,  провели с воспитанниками спортивной школы  имени Али Алиева. - Министерство по физической культуре и спортуПредставители  министерства по физической культуре и спорту , министерства по делам молодежи  Духовного управления РД а так же известные спортсмены,
19.08.2017 Министерство по физической культуре и спорту
В Дагестане определят лучшие муниципалитеты по организации туризма - Министерство сельского хозяйстваВ Дагестане проходит конкурс «На лучшую организацию туристической деятельности в муниципальных образованиях РД», сообщает пресс-служба министерства по туризму и народным художественным промыслам республики.
18.08.2017 Министерство сельского хозяйства
Автоинспекторы  Махачкалы  в преддверии учебного года, проверяют  школьный транспорт. - Министерство по физической культуре и спортуДо начала  нового учебного года остались считанные дни,  перед  автоинспекторами города стоит задача,  определить готовность  транспорта ,для перевозки школьников.
18.08.2017 Министерство по физической культуре и спорту
Фото_Турнир-анонс - Свободная Республика
В Дербенте пройдет турнир «Selection of Warriors»
В субботу, 9 сентября впервые в Дербенте пройдет турнир «Selection of Warriors» («Отбор воинов»).
Свободная Республика
IMG_4635 - Свободная Республика
Спортплощадка в с. Люксембург
В селе Люксембург Бабаюртовского района Дагестана была установлена спортивная площадка от сети одного из спортмагазинов.
Свободная Республика
Абдулла Ахмедов - Свободная Республика
Два золота из Финляндии
Дагестанские борцы вольного стиля Абдула Ахмедов (весовая категория до 60 кг) и Шамиль Мусаев (весовая категория до 96 кг) завоевали золотые медали на проходящем в Тампере (Финляндия) первенстве мира среди юниоров.
Свободная Республика
Рамазан Абдулатипов принял участие в работе Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Президент Республики ДагестанСегодня, 18 августа, в Центре управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по РД под руководством Министра по делам гражданской обороны,
18.08.2017 Президент Республики Дагестан
Рамазан Абдулатипов ответил на вопросы родителей дагестанских школьников - РИА ДагестанПервое в Дагестане Республиканское родительское собрание с участием Главы региона прошло 18 августа на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Солнечный берег» в Избербаше.
18.08.2017 РИА Дагестан
Новые квартиры обрели своих хозяев - Администрация МахачкалыЖеребьевка аварийное и ветхое жилье    Сегодня, 18 августа, в актовом зале столичной администрации прошел завершающий этап жеребьевки на получение квартир для переселенцев по программе переселения из ветхого и аварийн
18.08.2017 Администрация Махачкалы
© РИА «Дагестан» [1/1] - MoiDagestan.RuВ рамках празднования Дня Государственного флага России 22 августа в Махачкале пройдет ряд культурно-массовых мероприятий, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе столичной мэрии.
18.08.2017 MoiDagestan.Ru
Акция в поддержку строительства православного собора пройдет в Махачкале - РИА ДагестанАкция в поддержку строительства в Махачкале православного собора пройдет 18 августа в Доме дружбы, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства по национальной политике РД.
18.08.2017 РИА Дагестан