- Трасса до Каспийска новая, ехать - одно удовольствие, время за рулем пролетает незаметно. Это намного лучше, чем протискиваться по загазованным махачкалинским улицам и пробкам. Да и сам Каспийск – чистый, приятный город, здесь много зелени, - рассказывает водитель.
Хотя маршрут новый, троллейбусы на нем старого образца. За основу был взят маршрут «3», от Северной автостанции до Дома печати в Редукторном поселке и обратно. Этот маршрут просто продлили до Каспийска (конечная остановка – «Завод Дагдизель»). Цена междугороднего проезда чисто символическая - всего 10 рублей. Попробуйте проехать это расстояние на такси – придется выложить 300-400 рублей.
Неторопливо ползущий «усатый жучок» не такой медленный, как это может показаться. Он не уступает в скорости автобусу, не зависящему от электролиний, на свободной трассе движется со скоростью 50-60 километров в час, сбрасывая ее только на крутых поворотах и в черте города.
В салоне на 100 мест просторно, у окошек сидят школьники, студенты, пенсионеры. По заполняемости пока впереди автобусы – то ли чаще ходят, то ли не все еще привыкли к троллейбусам. На линии сейчас 10 троллейбусов, но их количество будет расти.
Приобретенные для маршрута низкопольные троллейбусы последней модели (марка «Тролза») пока продолжают проходить испытания. В скором времени мы увидим их на линии. Новая модель троллейбуса может проехать без электричества на собственном заряде 30 километров, что очень важно в случае отключения энергии. Чтобы линия выдерживала новую нагрузку, поставили две тяговые подстанции: в Махачкале и Каспийске.
Пассажиры довольны, теперь они меньше ностальгируют о прошлом. Все как в славные советские времена: подошел к остановке, подождал пять минут и уехал. Но при этом отмечают, что троллейбусы дублируют уже существующий маршрут, по которому ходят автобусы. Поэтому целесообразнее было бы пустить часть автобусов, не зависящих от электрических линий, в Каспийск через проспект Шамиля, восполнив тем самым нехватку общественного транспорта и по этому направлению. Для многих каспийчан транспортный вопрос – один из самых важных. Два раза в день – утром и вечером – им приходится курсировать из одного города в другой. Так что любые изменения в работе общественного транспорта они чувствуют очень остро. Людмила Никитина сегодня едет на троллейбусе, но это непринципиальный выбор.
- Для меня нет разницы – автобус это или троллейбус. Главное, побыстрее сесть и доехать до работы. В Махачкалу добираюсь примерно в одно и то же время. Раньше приходилось ждать минут 40, да еще и в мороз. Сегодня такой проблемы нет: только отошел автобус, за ним минут через пять троллейбус едет. Очень удобно, – делится впечатлениями Людмила.
Загиди Азаев едет домой на обед. Раньше ему приходилось пользоваться маршрутным такси, а теперь можно и на автобусе, и на троллейбусе доехать, тем более что последний подъезжает почти к самому заводу «Дагдизель», где он работает.
Когда едешь из Махачкалы в Каспийск, на память приходит знаменитый крымский троллейбус, на котором можно добраться из Симферополя в Ялту. Там по скоростным горным дорогам троллейбус преодолевает 96 километров (кстати, самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут). Наш 15-километровый маршрут между Махачкалой и Каспийском, конечно, не идет ни в какое сравнение с крымским, но принцип тот же. По сути троллейбусная линия связывает два города, хотя они настолько срослись, что границ уже практически не замечаешь.
На подъезде к Каспийску водитель сбрасывает скорость до 40 км.
– Простите, я, кажется, остановку проехала? – спрашивает пассажир, просунув голову в кабину водителя.
– Нет, как раз подъезжаем, – отвечает Тагир Авчиев и поворачивает к заездному карману, где его уже ждут несколько школьников. Пневматическая дверь за ними закрывается. Троллейбус трогается, неторопливо покачивая электрическими «усами». Следующая остановка – Каспийск.