Омаргаджи Алиев: «Главный показатель эффективности госзакупок – экономия бюджетных средств»

В Дагестане ежегодно растет количество государственных закупок как централизованных, так и проводимых самими заказчиками. Но их эффективному проведению препятствует незнание заказчиками элементарных правил при оформлении сопроводительной документации и описания объекта тендера. О том, какие наиболее частые нарушения при проведении торгов допускаются в республике, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал врио председателя комитета по госзакупкам РД Омаргаджи Алиев.

- Омаргаджи Абдуллаевич, как Вы оцениваете уровень эффективности закупок в Дагестане?

- Комитетом систематически проводится анализ эффективности закупочной деятельности в Дагестане, и одним из основных показателей эффективности закупок является экономия бюджетных средств. При этом показатели эффективности различны в зависимости от того проводятся ли закупки заказчиками самостоятельно или централизованно.

Наименее эффективно проводятся закупки, осуществляемые заказчиками самостоятельно. Объем таких тендеров за 11 месяцев составил 10,  2 млрд рублей. Экономия по таким закупкам в абсолютном выражении составила 91,2 млн рублей, это порядка 0,89%. Объем централизованных закупок за тот же период составил 5,7 млрд рублей, экономия при этом достигнута на сумму 359,3 млн рублей или 5,88%.

Таким образом, эффективность централизованных закупок в 6,6 раза выше эффективности закупок, проведенных государственными заказчиками самостоятельно. К сожалению, общий объем централизованных закупок не превышает 36%, что негативно сказывается на рейтинговых показателях республики.

- На Ваш взгляд, какие еще имеются преимущества проведения централизованных закупок?

- При централизованных закупках мы проводим проверку документации заказчиков, даем при необходимости замечания для того, чтобы закупка проводилась своевременно и без нарушений требований законодательства. Мы также готовим замечания при ненадлежащем описании объекта закупки, затрудненном техническом задании, приводящем не только к ограничению, но даже к устранению конкуренции в закупках для государственных нужд. А это, в свою очередь, в интересах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые, конкурируя между собой, дают экономию бюджетных средств.

А какие меры принимает Комитет для повышения эффективности закупок в республике?

- Нами проводятся различные мероприятия, которые способствуют развитию эффективности, открытости и прозрачности закупок. Примером могут служить разработанные типовые технические задания, опубликованные на сайте Комитета, внедрение «Электронного магазина» и «Витрины закупок Республики Дагестан», которые обеспечивают наибольшую открытость и прозрачность при осуществлении закупок. В рамках приоритетного проекта «Эффективное государственное управление» ведомством систематически проводятся различные образовательные мероприятия: выездные семинары, республиканские семинары, вебинары, круглые столы, направленные на повышение квалификации государственных и муниципальных заказчиков, а также поддержку дагестанских производителей и поставщиков.


В текущем году Комитетом проведено восемь семинаров, в том числе выездные в Дербенте, Хасавюрте и Акушинском районе. Кроме того, в начале года проведена серия обучающих семинаров для поставщиков и производителей Дагестана. Всего участие в семинарах приняло более двух тысяч специалистов.

Также Комитетом в рамках приоритетного проекта «Эффективное государственное управление» инициирован и разработан подпроект «Эффективные государственные и муниципальные закупки», в соответствии с которым планируется провести различные мероприятия, направленные на повышение эффективности, открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок. Благодаря таким мерам Дагестан на всероссийском форуме «За честные закупки» стал победителем в номинации «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о закупках».

Какие меры поддержки малого бизнеса предусматривает законодательство о контрактной системе и какова ситуация в этом направлении в Дагестане?

- Законом предусмотрены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, которые заключаются в том, что не менее 15% закупок от совокупного годового объема должны быть объявлены исключительно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

За 11 месяцев данный показатель составил для государственных закупок 22,2%, для муниципальных закупок – 24,2%. По централизованным закупкам показатель составляет 56,1%, поскольку на проводимых семинарах и круглых столах мы акцентируем внимание на важности поддержки субъектов малого предпринимательства.

Преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций также выражаются в ускоренных сроках оплаты по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам.

Что Вы можете сказать о проблемах в сфере закупок в Дагестане?

- Существуют объективные ограничения для повышения прозрачности и эффективности системы государственных закупок: сравнительно низкая деловая активность субъектов предпринимательской деятельности в системе государственных и муниципальных закупок, а также отсутствие дисциплинарной и административной ответственности руководителей заказчиков и работников контрактных служб за проведение неэффективных закупок и нарушение порядка централизации закупок. Для решения таких проблем нужна комплексная работа всех заказчиков республики, направленная на повышение открытости, прозрачности и эффективности государственных и муниципальных закупок.

- В предыдущие годы у бюджетных учреждений, прежде всего больниц и школ, в начале года возникали проблемы с закупкой необходимых товаров, в связи с чем они не могли полноценно оказывать услуги населению. Возникнет ли такая проблема в 2018 году?

- Чтобы такая ситуация не повторилась в следующем году, еще в конце ноября по нашей инициативе прошло совещание с участием представителей Минфина, Минздрава и других заинтересованных министерств и ведомств республики. В итоге Комитетом и Минфином подписано совместное письмо, в соответствии с которым заказчики могут провести закупки необходимых товаров, а именно лекарств, продуктов питания, топлива для транспорта, с расчетом на первый квартал 2018 года. Таким образом, проблема с нехваткой лекарств и продуктов питания в начале года не должна возникнуть.


 
По теме
Госдума одобрила поправки в 223-ФЗ, предусматривающие электронизацию закупок госкомпаний и поддержку субъектов МСП  Поправки в Закон о закупках (223-ФЗ), принятые Государственной Думой во втором чтении,
Аслодин Аслудинов провел прием граждан в Новолакском районе - Новолакский район Аслодин Аслудинов провел прием граждан в Новолакском районе Сегодня, председатель районного Собрания депутатов МР «Новолакский район» Аслодин Аслудинов и его заместители Сулейман Омаров и Артур Темиров провели прием г
Новолакский район
31 сессия НС РД начала свою работу - Дагестанская правда Тридцать первая (мартовская) сессия Народного Собрания Республики Дагестан седьмого созыва под председательством Заура Аскендерова начала свою работу.
Дагестанская правда
Возбуждено уголовное дело по факту смерти подростка в Кизилюртовском районе - Следственный комитет Кизилюртовским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан по факту смерти 13-летнего мальчика в селе Комсомольское Кизилюртовского района 
Следственный комитет
Вакцинирован? Защищен! - Дагестанская правда Сложившаяся в Дагестане эпидемиологическая ситуация по кори продолжает настораживать, ведь некогда управляемая инфекция стала в какой-то степени неуправляемой.
Дагестанская правда