Диалог мировоззрений и идеологий

Диалог мировоззрений и идеологий
Фото: www.dagpravda.ru
Статья Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова «Наследие Евгения Примакова и Россия» («Дагестанская правда», 20 декабря 2016 г.) значима не только данью уважения личности государственного деятеля и мыслителя, но и актуальными и поныне вопросами национальной политики России и роли в ней ислама.


Осмысливая прошлое и будущее человеческой истории, философы все чаще приходят к выводу, что навязывание единой цивилизационной модели губительно для человеческой эволюции и неизбежный диалог культур, вероисповеданий и философских мировоззрений должен происходить на основе признания и уважения к иной религии и культурной идентичности. Однако известное пророчество С. Хантингтона о столкновении цивилизаций из-за религиозных противоречий сегодня не подходит человечеству ни с теоретической, ни с практически-политической стороны. Вот что он писал более 20 лет назад: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Наиболее важные границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов». И как политологи и политики хорошо знают, эту линию фронта он провел между исламским миром и европейской христианской культурой.

Несмотря на впечатление, которое продолжает производить на научное сообщество данное утверждение, американский социолог и политолог, как выясняется сегодня, не прав, по крайней мере, в двух пунктах. Если зрить в корень и не судить по явлениям, то столкновение цивилизаций, хотя его источники определяются культурой, во-первых, не есть борьба между исламом и христианством. По сути, это конфликт идеологий, сконцентрировавших в себе квинтэссенции и ключевые ценности и религий, и философских мировоззрений, и политических доктрин, и этических, и эстетических концепций. Сегодня столкнулись ключевые духовные идеалы и ценности культур Запада и Востока, лежащие в их основе. Они и составляют целостную теоретическую систему, которую в политологии и во всем гуманитарном познании принято называть идеологией.

Ситуация ныне осложняется и тем, что линия фронта расползлась по всему миру и конфликт цивилизаций обрел совершенно иной вид, нежели предполагал тот же Хантингтон. Ценностное противостояние не имеет четкой границы, как во времена мировых войн, в том числе «холодной» войны, когда стороны контролировали ситуацию, управляли ею.

И то, что Рамазан Абдулатипов напоминает современной социогуманитарной науке и политике об аргументированной критике Е. Примаковым концепции «конфликта цивилизаций» актуально в свете мировых событий борьбы с терроризмом и сопровождающей их невиданной по масштабам идеологической агрессией США и Евросоюза на Россию, точнее сказать, на все народы мира. От обрушивающейся на головы людей идеологизированной информации не меньше страдают и сами простые американцы, что выявила победа Дональда Трампа на президентских выборах.

Второй акцент статьи Главы РД связан с идеей Президента страны «о важности подлинного просвещения для мусульманских деятелей и создания собственной, опирающейся на российский опыт исламской богословской школы». Сегодня стало очевидным, что противоречия и конфликты внутри ислама могут быть устранены или смягчены только после основательного теоретического осмысления основ данного вероучения, вот почему в Дагестане Рамазан Абдулатипов с первых же дней в качестве руководителя республики поставил вопрос о переходе от невежественного ислама к просвещенному. Решение этой задачи требует подготовки квалифицированных кадров для религиозных структур всех уровней. И тот факт, что приказом министра образования и науки РФ автор этих строк стал членом впервые созданного Экспертного совета ВАК по специальности «теология», говорит в том числе о внимании к религиозной ситуации в Дагестане.

История исламской культуры имеет богатый опыт постановки соответствующего уровня образования, которое предстает как теологическое, богословское и как философское образование. Не буду акцентировать внимание на дисциплинах и содержании высшего образования, веками культивирующемся в религиозных центрах – Багдаде, Нишапуре, Исфахане, Герате и др., которые в определенной степени стали прообразами первых европейских университетов. Конечно, и калам, и логика, и алгебра, и геометрия, и астрономия, и другие естественные науки были в большинстве учебных заведений, но после работы «Опровержение философов» крупнейшего авторитета ислама, философа и богослова Абу Хамид Аль-Газали, который основательно вникал в проблему соотношения разума и веры, резко выступал против рационалистических концепций мутазилитов, значение этих дисциплин и философии пошло на убыль.

Как отмечает заместитель ректора Международного университета «Аль-Мустафа» Али Аббаси, «чтобы подготовить знатоков религии, знающих помимо религии и эпоху, в которую они живут, и стремящихся к единству, обучить их рациональности, свободному мышлению, высокой духовности, нравственности, уважению к другим и самопознанию под тенью единобожия и поклонения Аллаху, необходимо опираться на рациональные науки, в особенности на философию».

Ныне в верхних эшелонах мусульманского духовенства от восприятия собственной цивилизации и культуры как самоценной и самодостаточной наметился поворот к ее критическому осмыслению. Исламские интеллектуалы призывают мусульман «отказаться от самолюбования, восхищения своей самобытностью и посмотреть на себя через призму интернациональной, универсальной цивилизации, увидеть свое отставание, которое может быть преодолено только через «революцию» в соответствии с Кораном, изменить состояние души, сознание, совершить тем самым «великий джихад». Вектор на решение этой задачи указан отчасти во взгляде шейха Равиля Гайнутдина на ситуацию в исламе через призму универсальной цивилизации с выявлением в ней роли типа мышления. Говоря о новых вызовах и причинах кровавых конфликтов в мире, Председатель Духовного управления мусульман РФ убежден, что они имеют «ценностную и цивилизационную природу». С необходимостью выработки нового типа мышления как ведущего компонента всего комплекса религиозных усилий совершения «революции», «великого джихада», означающего изменение состояния души, религиозного сознания, реализации интеллектуально-философского акта единения мусульман в соответствии с Кораном, солидарны все идеологические и политические направления ислама. О несовместимости с духом Корана объявления того или иного варианта исламского вероучения единственно истинным и обязательным для всех говорят и богословы.

В современном глобализированном мире создалась противоречащая наследию богословия и философии ислама ситуация так называемого «исламского призыва» ко всем полутора миллиардам мусульманам стремиться к всемирному халифату, установить нормы шариата повсеместно. Этот призыв – бессознательная и не соответствующая духу ислама реакция на политику Запада установить принципы либеральной демократии в планетарных масштабах.

В выстраданной историческим и культурным опытом дагестанских народов концепции регионального гражданского общества, которому, как я уверен, нет альтернативы, важна идея творчески понятого диалога мировоззрений и идеологий. Да, сегодня реальный диалог – открытое или скрытое навязывание ценностей Запада и Востока друг другу. Но диалог не должен сводиться к простому отстаиванию своей позиции и взглядов с толерантностью к другим. Толерантность в структуре диалогических отношений во всем коммуникативном пространстве должна быть результативной, способом прислушивания к позиции чужого, совершенствования своего понимания и подхода. Результат диалога и полилога должен вылиться в трансформацию обслуживающих глобализированные сферы человеческого общежития ценностей, в первую очередь фундаментальных идеалов – свободы, прав индивида и социума, целевой и ценностной рациональности, либеральной и консоциональной демократии и др.

 
По теме
20 марта 2024 года студенты Северо-Кавказского института (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) приняли участие в региональной конференции «Zащитили Дагестан – Zащитим Россию», посвященной 25-летию разгрома международных террористов,
Выставка священных реликвий проходит в эти дни в Гергебильском районе. Глава республики подчеркнул – проведение в республике мероприятия такого масштаба в благословенные дни Рамадана имеет не только религиозное,
Самый внушительный вклад известный в стране и за ее пределами благотворитель внес в деле возведения мечетей в республике и в других регионах На общегородском Ифтаре (разговение постящихся мусульман в течение священног
Криминальная хроника - Дагестанская правда Съел золотое кольцо Подозреваемый в краже золотого кольца 32-летний житель Избербаша проглотил его, чтобы избавиться от улики, сообщает пресс-служба МВД по Дагестану.
Дагестанская правда
На всякий пожарный - Дагестанская правда Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары — наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций.
Дагестанская правда
Ашуг, ставший легендой. - Город Кизилюрт Ашуг, ставший легендой. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ Майским днем 1869 года в ауле Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области в бедной крестьянской семье родился  мальчик – Сулейман Гасанбеков.
Город Кизилюрт
Поздравляем с днем рождения непоколебимого  патриота, доблестного  воина  Далгатова  Шаматилава - Сетевое издание Голос времени Автор: Зульмира Эфендиева Источник: Редакция "Голос времени" Сегодня празднует день рождения истинный герой и защитник Родины – Шаматилав Далгатов, человек, олицетворяющий отвагу,
Сетевое издание Голос времени