«Рисовала – не лица» - так называется выставка графических работ народного поэта Дагестана Шейит – Ханум Алишевой, которая открылась в Культурно – выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо – Годи. Многим известны грани таланта Шейит – Ханум, но о ее изобразительном творчестве знают немногие. Куратор этой выставки, заместитель генерального директора музея Джамиля Дагирова, открывая торжественную часть вернисажа, рассказала о том, как она была задумана во время празднований юбилея поэта в прошлом году:
- Нам предложили сделать эту выставку в фойе Кумыкского театра, но мы попросили небольшой тайм – аут. Не хотелось спешить, ведь творчество не терпит суеты. Собрать в качественную цельную выставку в академическом музее можно только настоящее искусство. Творчество Шейит - Ханум Алишевой заслуживает именно такого уровня подачи. У меня долгие годы было чувство вины перед Шейит - Ханум за то, что ее художественные работы не были известны широкой публике, но, надеюсь, в какой-то степени этой выставкой реабилитироваться. Художественное творчество Алишевой - это живопись, ассамбляжи, аппликации, графика - рисунки ручкой и карандашом, фломастером, тушью, гуашью, акварелью и многое другое. Более двухсот произведений. Они небольшие по размеру - листы из блокнотов, тетрадей, бланки, стикеры. Среди работ много триптихов, диптихов, крупных серий. Автор намеренно не дает названия произведениям, но очень важно – она датирует каждый лист. И это ценно! И по ним (хотя в экспозиции мы не даем их по хронологии создания с 1990 по 2016). Мы понимаем лучше и ее сложную, но интересную жизнь, и главное – ее поэзию. Нельзя допустить даже мысль, что рисунки – это иллюстрации. Нет, ее графика - это поэзия, а поэзия – это ее картины. Одно не подменяет другое. Рисование - не самоцель, скорее продолжение стихосложения. По методу рисунки сродни стихам Шейит - Ханум. Энергичные, жесткие линии, силой закрученные многократно в сложные лабиринты, непрерывные и многочастные в деталях, многослойные, расцвеченные или черно - белые . Но они, эти лабиринты, не пугают, напротив в них хочется войти и не страшно потеряться, ведь уже скоро открывается и красота, и смысл и даже какое-то парение духа от художника. Графика поэта окрыляет. Это магия. Это очень талантливо. И очень честно. Творчество Шейит - Ханум не претендует ни на что, кроме права быть собой. Она никому не подражает, в рисунках нет мук поисков и стараний, а лишь всплески вдохновения и откровений настоящего художника. Таких же ярких, терпких, глубоких и звонких как стихи.
На вернисаже звучали стихи этой замечательной поэтессы. Певица Хиринду Сафи Султанова проникновенно исполнила песню на кумыкском языке, слова к которой написала Алишева, аккомпанировал ей гитарист Гаджи Саидов. Затем поэтическое слово взяла заслуженный деятель искусств Зумруд Салимгереева, которая призналась, что для нее творчество Шейит – Ханум Алишевой особенное:
- Это поэт с закодированным творчеством и пока это код не вскроешь, невозможно до конца осмыслить – какие чувства и эмоции заложены в ее произведениях.
Искусствовед Татьяна Петенина считает искусство Алишевой напитанным древним мироощущением, но при этом очень авангардным:
- Ее рисунки, живопись, графика – это не иллюстрации к ее поэзии. Это какой-то единый мощный поток, в котором она плывет и существует. У Шейит - Ханум живописное поэтическое мышление. Можно прочесть любое ее стихотворение и ты сразу все представляешь: эту южную ночь, этот горный аул, это звездное небо. Ты видишь перед глазами эту живописную картину. Я уверена, что ее творчество следует исследовать на предмет звука, цвета, вкуса. В нем есть отголоски языческого древнего мироощущения, самых глубинных его слоев. Мы часто говорим о том, что кумыкская культура имеет светский характер, она рафинированная. Но это не относится в творчеству Шейит - Ханум . В ее творениях чувствуешь скорее отголоски древних тюрков, дыма костра и при этом авангардный язык. А в ее живописном творчестве очень много исламского начала. В нем есть образы людей и животных, но все они закодированы и зашифрованы в орнаментальную вязь, штрихи, игру цветовых пятен. Все это животворящий поток жизни, который она несет своей личностью.
Известный общественно – политический деятель республики Людмила Авшалумова высказалась о своем видении поэзии и живописных работ героини вечера:
- Поэзия Шейит – Ханум полна глубины и философии. Некоторые стихи читаешь и хочется плакать от того, как она говорит о женщине, о матери, о потере, о любви. Удивительно то, как она умеет одновременно и воспевать и оплакивать любовь женщины. Поразительно то, как она одновременно может быть и слабой, и невероятно мужественной. Над вашими рисунками нужно думать так же, как над стихами. В них есть таинственность и загадка.
На открытии выступили друзья, близкие поэтессы, художники и почитатели таланта. Ученики махачкалинской школы № 19 из поселка Тарки прочили подборку стихов Шайит –Ханум Алишевой на кумыкском языке.
. "Рисовала - не лица" - это название выставки и строчка из одноименного стихотворения поэтессы. Именно оно раскрывает суть всего творчества Ш. Алишевой.
РИСОВАЛА – НЕ ЛИЦА!
Рисовала – не лица.
Отражала алый луч
Счастья взгляд.
Какое счастье видеть птицу,
Взлетающую с солнцем из-за чёрных туч!
Серебрится гладь
У пруда, чьи лебеди
Улетели куда-то вдаль –
Возвратятся ли назад?
Рисовала я овал -
Не чьих-то глаз, не чьих-то лиц.
Это, может быть, и град –
Бесконечно падал ниц.
Это, может быть, яйцо –
Бесконечности лицо?!
Рисовала – не лица.
Позолочен сад,
Перебирает нити спица,
Словно тетива – дугу,
Оборвали радугу.
Наш разлад –
То метелица,
То снегопад,
Обелили путь друг к другу.
Ленту перекрути назад:
Гора, поляна, куб, квадрат,
башни, всадник, мельница…
…Рисовала – не лица.
Выставка работает до 30 марта, ежедневно с 10 до 18 ч., выходной понедельник (Даниялова 33).