Задумываясь о пройденном историческом пути горских народов, осознаешь нерушимую связь времен, историческую общность – дагестанский народ, свободолюбивый, открытый, мужественный, славящийся как умеющий держать слово, быть, а не казаться другом, единомышленником. Многое пережив и повидав на своем веку, год от года горцы становились сильнее, крепче. Да, на долю каждого поколения выпало немало судьбоносных исторических событий, которые нужно было не только преодолеть, но и переосмыслить, и сделать единственно верный выбор, сохранив гражданский мир, дав возможность жить и трудиться, продолжая род человеческий, рождая новые традиции, которые со временем должны перейти к последующим поколениям. Но одно должно оставаться неизменным во все времена – генная память, корневая основа, дающая жизнь новым всходам, которые и должны стать могучей кроной огромного дерева, устремленного ввысь, туда, где с высоты орлиного полета обозревается скалистая, в пенистых облаках, выше гор земля обетованная – Дагестан.
Да, каждый человек мечтает, чтобы ребенок, рожденный в любви, стал лучше, умнее, прозорливее своих родителей. Все так. Но жизнь диктует свои законы. И они не всегда во благо твоей родине. Но каждый должен понимать, что любовь к родине не абстрактное, а конкретное, обозначенное понятие. И заключается оно не в словесной риторике, а в осознании своего места в жизни народа, приверженности традиционным ценностям, той связанной узелок к узелку основе ковра, каждый узор которого соткан руками твоих предков, создавших удивительные по красоте орнаменты, краски, сливающиеся с живым цветом природы.
Все так. Но, наверное, стоит поговорить и о том, что должно стать нашим будущим, национальной идеей, во имя которой человек должен жить, сохраняя идентичность, приверженность не чуждым идеологическим представлениям, а исконным, что шло от строгой архитектуры горской сакли, очага, вокруг которого собиралась семья, делясь с соседом, близкими последним куском лепешки и родниковой водой, у которой особый вкус родины.
Да, сегодня нам многое не по душе. Наступили времена, когда подвергается сомнению то, что прежде считалось основополагающим, что вдруг оказалось второстепенным, незначительным. Мы ханжески изменяем в себе не только личностное мироощущение, но даже внешний облик. Современный дагестанец, переставший нести в себе особую горскую ментальность, изменил отношение к национальному костюму наших предков, отдавая предпочтение арабоязычной стилистике. Незаметно отрываясь от своих корней, иные предпочитают мыслить отчужденно, в унисон с теми, кто пытается разрушить свой дом, презирает соплеменников, живущих в согласии с привычными представлениями, и пытается расколоть сознание, проецируя другую, навязанную ближневосточными идеологами матрицу гражданина мира. Отождествляя себя с теми, для кого мысль завоевать мир любой ценой, кровожадно и беспощадно, вытесняет из души все то, что для нас свято и дорого, превращая людей в зомби.
Что же должно стать главной, объединяющей идеей для дагестанцев? Вопрос этот, словно тяжелые вериги на руках, на сердце и душе. Нам необходимо задуматься о том, что каждый из нас сделал, чтобы сохранить Дагестан единым и неделимым организмом с единой кровеносной системой, обновляющей подверженные затяжной болезни жизнеспособные органы. Да, нам сегодня трудно. Сложная социально-экономическая обстановка, санкции, негативно отразившиеся на восстанавливающемся за последние три года горном крае.
Но вместе с тем нельзя не признать, что пусть незаметно, но меняется наше сознание. Оно уже не замыкается в привычных стандартах. И, обретая свободу мышления, современный горец требует от власти большей открытости, возможности реализовать свои конституционные права и свободы, правда, иной раз забывая и о своей гражданской ответственности, продвижении нового, передового без указки сверху. И правда, во многом наши проблемы проистекают из собственной инертности, безразличия. И мы, порой забывая о горском кодексе чести, предпочитаем винить в собственных просчетах власть. С моей точки зрения, коллективная безответственность и есть тот самый опасный барьер, который предстоит преодолеть общими усилиями, чтобы добиться реальных результатов на пути сложных, тяжелых реформ, которые так усердно критикуют наши политические оппоненты.
Недосуг им понять, что за короткий срок Главой республики Рамазаном Абдулатиповым проделана огромная работа, в корне меняющая подходы к экономике республики. И кто станет отрицать, что он вдохнул свежее дыхание в жизнь дагестанцев, разуверившихся в том, что возможно изменить жизнь простого человека, поверить в то, что власть открыта для людей, тех, кто и есть главный винтик, позволяющий двигать маховик огромной государственной машины.
Власть для людей, а не люди для власти – главный тезис реформатора Рамазана Абдулатипова, для которого важно доказать, что возможны судьбоносные реформы, только надо постараться и быть убежденным в своей правоте, желании жить и трудиться во благо своей родины.
Перелистывая электронные страницы Конституции республики накануне дня ее рождения, за сухими строками формулировок я вдруг ясно ощутила, что они, обретая живую силу, наполняют каждую строку особым смыслом конкретных преобразований, происходящих в нашей жизни, олицетворяя национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создавая реальные условия для сохранения и развития наших традиций, гарантируя равное право на защиту жизненных интересов граждан на конституционной основе.
И это то главное, что должно стать для нас ориентиром в продвижении вперед, к новым целям и задачам. Другого нам не дано…